Интервью в социологии
Интервью – это один из методов сбора социологической информации. Он необходим для того, чтобы выяснить очень важные, иногда личные сведения и данные о человеке или группе лиц. Интервью также является способом получения информации посредством устного опроса.
Интервью используется в тех случаях, когда собранных другими методами данных не хватает для формирования мнения или полной картины. В ходе интервью специалист стремится получить необходимую информацию у опрашиваемого или целой группы респондентов, параллельно фиксируя информацию и задавая уточняющие вопросы. Как правило, в интервью принимают участие два человека:
- Интервьюер – специалист, который заранее составляет список вопросов;
- Респондент (интервьюируемый) – объект исследования, от которого интервьюер получает всю необходимую информацию.
Сведения, полученные в ходе интервью, могут быть предназначены как для удовлетворения любопытства, так и ради профессиональных, личных или корпоративных целей, по своей природе интервью представляет собой явление социальной значимости. Интервью может быть как формализованным, так и неформализованным. В обоих случаях интервьюер использует средства для реализации исследования, заранее готовит список вопросов, а затем занимается интерпретацией данных для предоставления их в обобщенном или более подробном виде.
Но разделение интервью на формализованные и неформализованные – это общая типизация. На самом деле типов интервью намного больше. Наличие разновидностей позволяет специалисту опираясь на обстоятельства и особенности темы и объекта выбирать именно тот вид интервью, благодаря которому он сможет получить как можно больше информации об объекте, его поведении, ориентациях и жизненных особенностях.
Виды интервью:
- Индивидуальное интервью – его цель заключается в исследовании личных особенностей человека. Индивидуальные интервью могут быть как глубинными, так и фокусированными. Глубинные интервью направлены на выявление событий и переживаний человека о его прошлом и будущем, на создание более четкого представления о том, что это за человек, чем он живет, кем работает и о чем мечтает. Фокусированное интервью выстраивается вокруг определенной жизненной ситуации и на основе определенного события, которое имеет особое значение для интервьюера как для исследовательского субъекта.
- Групповое интервью – его организуют и проводят для того, чтобы изучить мнение группы людей. Это могут быть представители одной учебной группы или организации, одной семьи.
- Массовое интервью – оно направлено на определение массовых психологических и социальных явлений. Массовые интервью считаются самыми энергозатратными, а также они могут быть дорогостоящими, особенно если говорить о дальнейшей интерпретации результатов.
Виды интервью и специфика неформализованного интервью
По степени формализации выделяют два типа интервью. Первый – стандартизированное интервью. Это заранее подобранные вопросы, которые идут в конкретной заданной последовательности. Для всех респондентов без исключения эти вопросы одинаковые. Однако у такого вида интервью есть как достоинства, так и недостатки. Несомненным плюсом является то, что во время создания вопросов ошибки сводятся к нулю, а полученные данные будет легко анализировать. Отсюда вытекает второе преимущество – время на обработку социологических данных сокращается.
Но у стандартизированного интервью есть и свои недостатки. Например, формальный характер опроса. Между респондентом и интервьюером отсутствует доверительный контакт, поэтому с правдивостью полученных данных можно поспорить. Применяется такой вид при необходимости исследовать мнение и настроения множества людей. Стандартизированное интервью не подходит для изучения малочисленных социальных групп.
Более гибким является нестандартизированное (неформализованное) интервью. Интервьюер придерживается общего плана, может легко отклоняться от него и реагировать на изменения в настроениях самого респондента. У такого интервью есть свои плюсы. Например, можно задать респонденту дополнительные, уточняющие вопросы, которые вызывают доверие, располагают к беседе. Доверие – это важная составляющая интервью, поскольку от него зависит настроение респондента, его личное желание быть полезным и предоставить всю необходимую информацию, чтобы она в свою очередь помогла интервьюеру. Но у нестандартизированного интервью есть и свои недостатки. Например, при сопоставлении полученных сведений могут возникнуть сложности и вопросы. А еще такой тип интервью чаще всего используют на самых ранних этапах изучения проблемы, когда вопрос еще относится к категории малоизученных.
Фокусированное или полу-стандартизированное интервью. Такое интервью проводят с использованием специального путеводителя с готовым перечнем вопросов. Основные вопросы задают всем участникам опроса, а дополнительные в зависимости от реакции и ответов опрашиваемого, полученные результаты такого опроса более сопоставимы. Этот вид интервью может стать одним из самых удобных и полезных, но требуются определенные навыки интервьюера, чтобы он мог вовремя остановить обсуждение сторонних вопросов и вновь вернуться к основном теме исследования.
Неформализованный тип интервью очень важен в исследовательской практике. Во-первых, все участники процесса вступают в определенную степень доверия. Респонденты делятся редкой информацией, могут также сами проявлять инициативу в обсуждении наиболее волнующих вопросов. Неформализованное интервью также может быть очень информативным (информационным), оперативным. Оно помогает сформировать портрет представителя социально-демографической группы или представителя определенной профессии.