Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология и философия

Парадигма социологии и философии

Замечание 1

Вопросам связи философии и социологии уделяется достаточно внимания в современной литературе. Особенно это касается авторов учебных пособий по социологии (Кравченко, Лавриненко, Жоль, Городяненко и др.) И социальной философии (Алексеев, Грехнев и др.) Много внимания уделяется данному аспекту в работах по методологии социального познания (Франк, Ядов, Коршунов, Мантатов и др.) и работах по теоретической социологии (Дж. Тернер, Осипов, Елсуков и др.) В то же время нерешенной остается проблема взаимосвязи философии и теории среднего уровня, к которым относится и социология образования.

И мотивы действий, моральные нормы, политические взгляды, вкусы, личные взаимоотношения этих людей глубоко и систематически различаются ". Различные представление о мире сталкиваются между собой, но те, кто придерживается похожего мировоззрения, испытывают схожие чувства, стремятся к близким целей, действуют одинаковым образом.

Таким образом, философия может предоставить огромную помощь в плане общего взгляда на сущность мировоззрения, его структуру, его исторические формы, элементы, значение в жизни человека и общества.

В структуре социологического знания социология занимает место в среде социально-гуманитароного комплекса дисциплин. Выделение теорий среднего ранга связано с трехуровневой моделью социологического знания, которая в 50-70 годах ХХ века стала общепринятой. В рамках этой модели считается, что социологические теории среднего ранга имеют своим теоретическим базисом общую социологию, и дают описание и анализ социально особенного.

В истории социологии появление трехуровневой модели социологического знания повязкам связано со структурным кризисом, состоявшейся в середине ХХ века. К этому времени среди социологов была популярна двухуровневая модель структуры социологии, представлена теоретическим и эмпирическим уровнями знания (Ф. Знавецький, В. Зомбарт, А. Нейрат).

В другом варианте (Дж. Морено, Дж. Гурвич, Т. Парсонс) эти два уровня фигурировали как "Микросоциология" и "макросоциология". Теоретическая, или микросоциология, специализировалась на исследовании больших социальных систем и общностей, а эмпирическая микросоциология - на исследовании малых групп, то есть человека в его ближайшем окружении.

«Социология и философия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Но уже в середине ХХ века оказываются трудности во внутри- дисциплинарных сочетании этих двух отраслей знания и на этом основании появляется их центробежная эволюция.

Макросоциология стремится к социальной философии, микросоциология - к социальной психологии. Иначе говоря, в социологии складывается ситуация "Двух наук" под одной нарицательной. Выход из этого структурного кризиса был связан с высказанной в конце 40-х годов Р. Мертоном идеей существования промежуточного уровня социологического знания - теорий среднего ранга.

Вышеописанную ситуацию в истории социологии не можно назвать случайной. Ведь социология как наука возникла в претензии, во-первых, на изучение общества как целостной системы, а во-вторых, на изучение общества позитивным (научно инструментальным) методом. Социология появляется когда структура общества начинает сильно осложняться, что требует понимания новых нюансов, объяснение их логики.

Новая наука социология должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений. Социология также должна была отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типичными проявлениями социального поведения и взаимодействия. Но в этом и кроется проблематична ситуация, суть которой в том, что при изучении общества как целостной системе невозможно не использовать умозрительный подход. Ведь если изучать общество строго научными средствами, то они не в состоянии охватить всю его целостность, а могут только анализировать малые общности, отдельные явления и процессы.

Общности социологии и философии

Таким образом, социология и социальная философия не только сотрудничают в процессе познания общества, но и не могут быть полностью отделены друг от друга. Особенно это относится к общей социологической теории ( "Общей социологии"), которая дает абстрактно обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития. На этом уровне познаются общие закономерности функционирования и развития социальной реальности.

При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает именно социальная философия. Социология по направлениям а особенно среднеуровневые теории( социология образования, политики, экономики) должна иметь своим теоретическим и методологическим базисом общую социологическую теорию. Но ситуация здесь осложняется тем, что согласно известной мыслью Р. Мертона, общей социологической теории в современной науке еще нет, ей только надо родиться. Если понимать под этим создание общепризнанной в мировой науке общей социологической теории, то оценка Р. Мертона сохраняет свою силу и сегодня. Таким образом, исследователь, работающий в сфере социологии образования, сталкивается с проблемой многообразия течений в отрасли. Он вынужден самостоятельно выбирать один из существующих подходов к социологическому исследованию, или создавать свой собственный.

Существование в социологии ряда научных течений объясняется разнообразием парадигм в социологии, а также ее методологической зависимостью от других дисциплин на ранней стадии. Можно выделить два основания различий между отдельными направлениями:

  1. нацеленность на проблемы макроуровня или микроуровня процессов и проблем образования;
  2. глубинное разграничения функционализма и теории конфликта, вылившееся в масштабные социально-идеологические и политические разногласия исследователей образования.
Замечание 2

Особенно это касается фундаментальных, или как еще их называют академических, социологических исследований. Ведь если прикладные социологические исследования ориентированы на выполнение определенного социального заказа, то есть должны привести к какому-то практически значимому эффекту, то фундаментальные исследования имеют целью непосредственное приращение нового научного знания, а не получение какого-то практически значимого эффекта.

Академический социолог - это прежде всего ученый. И он, как никто другой, нуждается помощи философии. Это относится не только к социальной философии, но и логике, гносеологии, философии и методологии науки. Именно эти философские дисциплины дают возможность исследователю правильно определить объект и предмет исследования, построить структуру и план исследования, определить методологические основы исследования, оценить средства и результаты научной и исследовательской деятельности.

С другой стороны, благодаря социологическим исследованиям социальная философия получает ценный материал для размышлений и осмысления. Не случайно многие современные философы живо интересуются новыми социологическим данным, используют их для иллюстрации своих философских обобщений, включают эмпирические социологические данные по курсам лекций по социальной философии.

В этой связи нельзя не обратить внимания условность различения границ эмпирического и теоретического знания. Ведь, во-первых, обе формы познания используют немало одинаковых методов и процедур познания, например, такие как анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, систематизация. А во-вторых, «Теория включается в процесс эмпирического исследования на всех его стадиях». До того ведь всякое теоретическое знание, претендующее на истинность, не может игнорировать эмпирические факты и обобщения. В силу этого взаимопроникновения эмпирического и теоретического знания о них лучше судить не как о самостоятельных, обычно для современной учебной литературы, а как о взаимопроникающие формы существования любого научного знания.

Выводы из темы

Замечание 3

При социологическом исследовании образования важную помощь может также предоставить такое отрасль философии, как философия образования. Философское осмысление сущности образования, его целей и задач, ее принципов может сориентировать социолога в выборе темы исследования, которая будет не только актуальной, но и откроет новые горизонты понимание такого сложного социального феномена как образование, политика, труд, экономика.

Такой многоплановый подход к исследованию образования особенно актуально в условиях кризиса образования, наблюдают социологи сейчас в всем мире. На рубеже ХХ века кризисные явления в образовательной системе обострились. Среди причин можно назвать крах главных принципов и догм советского образования, бюрократизацию образовательной системы, деформацию целей и социальных функций школы, остаточный принцип финансирования образования и др. В выявлении и преодолении их социология образования, обогащенная теоретическими наработками философии, может сыграть решающую роль.

Таким образом, философия и социология проникают друг в друга достаточно глубоко. Для социолога, который исследует образование, наиболее важны такие философские науки как социальная философия, философия образования, этика, аксиология, логика, философия и методология науки. Социология может сотрудничать с философией в следующих направлениях:

  1. в вопросах, "связанных с изучением и формированием мировоззрения;
  2. в вопросах методологии социологических исследований;
  3. в вопросах формирование теоретического базиса социологии;
  4. в вопросах осмысления сущности, целей, задач, принципов образования, а следовательно, в выборе наиболее важных направлений социологических исследований этой сферы.
Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot