Массовые коммуникации
Почти любое управление массами базируется на знании законов психологии людей и общества, простирается в плоскости существования этих законов, и совершается с помощью использования правил коммуникации. Проще говоря, с помощью общения людей с массами и общения непосредственно внутри массы или группы (коллектива, объединения и т.д.).
Коммуникация (исходящее от латинского слова communico – общение) - своеобразный обмен мыслями, эмоциями, информацией, проще говоря – беседа.
В науке же коммуникацию нужно понимать, как односторонний процесс кодирования и передачи информации от источника к получателю. Также ее можно понимать, как обмен информацией между собеседника, в результате которого рождается общее мнение и взгляды.
Задачей коммуникации считается передача какой-либо информации, с целью развлечь, предупредить, объяснить, проинформировать и многое другое. Она может осуществляться не только с помощью прямой беседы среди людей, а также с помощью различных фильмов, журналов, книг, телетекста и т.д.
Ученые Р. Димблби и Г. Бертон подразделяют наши нужды на некоторые группы:
- личные
- социальные
- экономические
- творческие.
По словам А. Маслоу есть основные биологические и социальные потребности. Это:
- физиологические потребности (потребность в еде, в воде, во сне)
- потребности безопасности (потребность в одежде, в доме)
- потребности взаимоотношений с обществом и другими людьми (беседа, дружба, семья)
- нужды уважения от мира к своей персоне (власть)
- потребность самовыражения
При коммуникации одновременно могут быть задействованы несколько функций, но одна или две из них будут главными.
Немецкий психолог и лингвист Карл Бюлер определил три функции языка, которые выделяются в процессе речи: а) функцию выражения (экспрессивную), относительно повествующего; б) функцию обращения (апеллятивную), относительно слушателя; в) функцию сообщения (репрезентативную), относительно предмета речи.
Типология массовых коммуникаций
Выделяются несколько форм коммуникации — письменная, устная, визуальная и т.п., которые отличаются друг от друга типами кодировки передачи информации.
Какие-то формы коммуникации имеют с технические ограничения, например, слова можно услышать только на расстоянии силы голоса говорящего и слуха слушающего, а печатные книги, журналы и т.д. более стойки к расстоянию и времени.
Все средства массовой информации лишь дополняют человеческие действия, например, громкоговоритель усиливает голос человека
Коммуникация может воздействовать на сознание человека как специально, так и непреднамеренно. Например, человек может совершенно случайно услышать разговор посторонних людей, тем самым обратив это в свое сознание. Также порой мимика и жестикулирование могут подавать сигналы, тем самым передавая какую-то информацию, непроизвольно для отправителя.
Также в психологии выделяются определенные виды коммуникации:
- интраперсональная коммуникация (беседа с самим собой);
- межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);
- групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа);
- массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).
Содержание процессов коммуникации в массовом обществе
Структурная информация понимается человеком на стадии развития с помощью общения и контактирования с людьми в школах, детских группах, в семь, при прогулках на улице, формируя определенное ядро структуры личности, развивая в личности ценности, взгляды, установки и понятия. Далее структура человека меняется, подстраивается под профессию, особенности, интересы и хобби – это уже последний этап вхождения человека в социум. Соответствующая для этого информация поступает обычно посредством массовой коммуникации, тем самым определяя его интересы и особенности, влияет на формирования этических ценностей, общепризнанных норм поведения, политических взглядов и т.д.
Если рассматривать процесс передачи информации и способствования формированию человека в действии, доля оперативной информация сильно увеличивается именно в сознании человека массового общества.
Учитывая это, можно сделать два вывода. Во-первых, содержание информации здесь является интегрирующим фактором, который преодолевает групповые границы внутри социума. Во-вторых, массовая быстрая информация имеет надстроечный характер касательно двух основных для человека и общественной культуры слоев структурной информации, но ее воздействие ограничивается «поверхностным» положением касательно системы норм, установок, убеждений, основных для определенной личности и культуры.
В конце прошлого века стали обращать на себя внимание тенденции средств массовой коммуникации, которые связаны с формулированием информации: подбор, регулирование, иерархизация сообщений. Также стоит обратить внимание и на такую возможность моделирования экранного пространства, как трансформация частотности действия.
У системы появляются новые особенности, которые сильно отличают ее от классических массовых коммуникаций.
Рейтинговые программы — коэффициент нужд массовой аудитории. Не спроста самыми популярными программами, как правило, становятся художественные фильмы и информационные программы. В противовес мозаичности мира, который представляют средства массовой коммуникации, киноиндустрия и другие виды искусства создают иллюзию простого мира, сокращенного решения загадки жизни. Относительно заинтересованности людей к информационным программам, можно выделить: это путь, действительно подключающий индивида к обществу в самом широком смысле — в государственном и мировом.