Марксистская социология и ее основные положения
Параллельно с теориями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и многих других авторов развивалась и марксистская социология. Это исследовательское направление заявило о себе как о научном толковании развития истории, исторического процесса в целом. Марксизм базируется на уже имеющихся и объективных данных, которые были выведены из общественных наук. Таким образом, марксизм опирается на теории и практики из истории, экономики, социологической науки и иных смежных дисциплин.
К. Маркс и Ф. Энгельс представили на суд публике свое материалистическое понимание истории как процесса. Со временем их идеи получили широкое признание, в том числе в отечественной науке. Они были поддержаны такими теоретиками как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А. Грамши. Именно они стали самыми яркими последователями учения Карла Маркса в 20 веке.
Марксистская социология является материалистическим пониманием истории. Она была создана на основе исследований, в которых объяснялось содержание исторического процесса, а также его развитие и объективные закономерности. Исследователи сформулировали материалистическое понимание исторического процесса и сделали акцент на том, что основы жизни материальны, и все стороны материальной основы жизни взаимосвязаны друг с другом. Исторический процесс имеет четкое направление, он развивается, зависит от осознанности людей и в то же время сам влияет на уровень развития человечества. Что касается современного этапа развития социологической науки в рамках марксизма, то социология была и остается очень влиятельной, она способна противостоять очень многим современным теориям, социологическим исследованиям, которые так или иначе противоречат марксистским тезисам.
Марксистская социология основана на идее о том, что двигателем развития общества является человек. У каждого индивида есть свои интересы и потребности, а также он по-особенному взаимодействует с другими членами общества. Из этого взаимодействия и стремления удовлетворить свои потребности рождаются предпосылки для развития общества, новые идеи, инновационные подходы к тому, чтобы сделать мир лучше, развивать экономику.
Совокупность социальных связей и общественных взаимодействий формирует общество в целом. С помощью крупных систем общественных отношений и связей общество может оказывать влияние не только на содержание, но и на историческую направленность развития индивида. К ним относят:
- Общественные отношения;
- Условия производства;
- Социальные институты.
Материальные силы играют главную роль, так как они побуждают человека к деятельности, к развитию. Именно материальные силы влияют на производственное и политическое сознание, а также на мотивы, которые побуждают человека к тем или иным действиям.
Внутренний мотив – это причина развития исторических событий. А история лежит в основе марксистской теории общества. Ф. Энгельс подмечал, что непоследовательность материализма состоит не в том, что признается существование побудительных сил, а скорее в том, что исследователи больший упор делают на их характеристику. При этом они не стремятся найти суть движущих сил и то, как они влияют на развитие общества. Поэтому следует смотреть глубже.
Движущие силы развития общества
К движущим силам, которые мотивируют человека к развитию, к прогрессу Маркс и Энгельс относят материальные условия жизни. На втором по значимости месте стоят те интересы и потребности индивида или более обширной социальной группы, которые возникают в результате определенного образа жизни, то есть потребности вторичного уровня.
Материальные интересы и потребности – это причины, которые оказывают серьезное влияние на:
- Поведение человека;
- Характер деятельности индивида;
- Появление определенных мотиваций и стремлений, формирование психологического настроя, который помогает воспринимать определенные изменения и общественные трансформации;
- Появление мыслей и идей, благодаря которым в дальнейшем общество может развиваться, меняться.
Но следует сразу оговориться: исследователи и мыслители имеют в виду не только личные интересы, но и материальные интересы не отдельного человека, а крупных сообществ в целом. Эти интересы отражают интересы социальных групп, выражают зависимость между людьми, особенно зависимости в процессе разделения труда. Внимание марксистской социологии сосредотачивается на особенностях общественного поведения и существования человека, а также на процессах формирования общественного сознания индивида. Согласно идее, изложенной К. Марксом и Ф. Энгельсом, общественное сознание способно отражать общественное бытие людей в процессе их существования и взаимодействия друг с другом. Происходит глубокое понимание природы общественного сознания, его сущностных характеристик и смыслов. В процессе исследований подсвечивается объективность социального обоснования бытия человека. В целом исследование человека, его потребностей, сознания и потенциала – это то, что лежит в основе социологических исследований. Сегодня марксистская социологическая теория также является очень востребованной и ложится в основу многих других разработок теорий. Несмотря на то, что теория существует не одни десяток лет, она все еще остается очень актуальной и значимой. Ее актуальность регулярно подчеркивается в рамках социологических исследований, социологических теорий и наработок.