Люсьен Леви-Брюль (род. (1857 — ум. 1939) ) - французский философ, психолог, социолог, этнограф, представитель позитивистсого направления в общественных науках. Автор концепции «пралогичесого» или «дологического» типа человеческого мышления.
«Науки о нравах»
На заре своей научной карьеры Л. Леви-Брюль испытал сильное влияние кантианской и современной ему неокантианской философии; в первых своих работах он рассматривает проблемы исторического развития классической немецкой философии. Не меньшее воздействие оказала на него позитивистская философия Огюста Конта, которой он также посвятил специальное исследование.
В 1903 г. увидела свет работа Леви-Брюля, обозначившая новое направление его исследований, - “Мораль и науки о нравах”. Здесь автор приходит к выводу, что вся предшествующая академическая традиция изучения морально-нравственных проблем и обоснования тех или иных способов решения этих проблем является ненаучной и несостоятельной – в силу своей метафизичности и «метаморальности». Леви-Брюль поддерживает социологический подход к изучению моральных норм и ценности («нравов»), предложенный Эмилем Дюркгеймом. Такой подход предполагает социологически-ориентированную интерпретацию социальной реальности на основе изучения тех конкретных обстоятельств общественной жизни, в которых «нравы» формируются и развиваются, а не спекулятивные и псевдонаучные попытки объяснения того, чем те или иные нравственные ценности являются сами по себе, безотносительно социальных условий.
Лишь подобный социологический анализ, по мнению автора, способен придать «науке о нравах» реальный научный статус. Это стало бы первым шагом на пути создания «рационального социального искусства» или специфической социальной практики, приносящей реальные плоды – аналогично, например, врачебному искусству.
Социально обусловленные типы мышления
Дальнейшее развитие исследований Леви-Брюля идет в рамках намеченного в “Морали и науки о нравах” социологического релятивизма, т.е. выделения определяющей роли социологического анализа в изучении культурологических и исторических явлений и процессов. В своих трудах:
- “Мыслительные функции в низших обществах” (1910),
- “Первобытное мышление” (1922),
- “Первобытная душа” (1928)
- и других
используя в том числе массивный объем имеющихся на тот период этнографических и этнологических данных, Леви-Брюль констатирует существование значительных различий между работой мыслительного аппарата современного и первобытного человека.
Эти различия, согласно автору, связаны в первую очередь с различиями опять же в социальной сфере существования современного и первобытного человека.
Пралогическое мышление
Базовые понятия концепции Леви-Брюля были изложен им в книге «Умственные функции в низших обществах» (1910), в которой автор впервые так полно и последовательно характеризует свою теорию первобытного мышления. Существует, согласно автору, несколько типов мышления – настолько различных по своей сути, что современный человек, даже психологически образованный, не способен ажекватно понимать логику мышления первобытного. Ибо, утверждает Леви-Брюль, само понятие логики и/или логичности к первобытному мышлению неприменимо. – Потому этот тип мышления и был назван им «пралогическое (дологическое) мышление».
Пралогическое мышление представляет раннюю фазу развития человеческого мышления. На этой фазе логические законы, лежащие в основе мышления современного человека, еще не сформированы в своей окончательной форме.