Анкетный опрос – это форма опроса, которая предполагает заполнение респондентами специальных статистических формуляров при отсутствии интервьюера.
Исследователь может присутствовать при проведении анкетирования, но его роль заключается в обеспечении контроля над качеством заполнения анкеты, он не вмешивается в ход и логику опроса.
Особенностью анкетного опроса можно назвать возможность охвата широкого массива респондентов с целью обеспечения высокой степени достоверности получаемой информации. Сборщик анкетной информации главным образом раздает формуляры и контролирует качество их заполнения, но напрямую не участвует в обсуждении вопросов, включенных в анкету.
Преимущества и виды анкетного опроса
Анкетный опрос имеет ряд преимуществ, а именно, он:
- является оперативным методом сбора информации;
- имеет относительно низкую стоимость (рассматриваются отдельные случаи).
Очень большое значение при организации анкетирования отводится способам рассылки и раздачи формуляров, предоставления информации респондентам.
Согласно данному критерию, анкетирование может быть:
- почтовым;
- раздаточным.
Если анкета заполняется по почте, то контакт респондента и интервьюера исключается, что негативно сказывается на качестве проводимого опроса. При раздаточном анкетировании имеет место быть контроль интервьюера, что обеспечивает необходимый уровень тщательность заполнения анкетного формуляра.
Интервьюер – это человек, который проводит опросы для сбора общественного мнения.
Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании.
Зачастую при обработке результатов анкетирования используются методы математической статистики. Это необходимо при обработке результатов анкетирования с большим количеством респондентов, а также при использовании в анкете вопросов закрытого типа. В связи с этим значительную опасность для качества опроса представляет минимизация альтернатив выбора ответов, что также снижает достоверность получаемых результатов.
Логика анкетного опроса и его этапы
Анкетный опрос используется в социологии максимально часто. Он позволяет максимально охватить выборочную совокупность и обработать колоссальный массив социологической информации. Правильно сформулированная и сформированная анкета позволяет заключать обоснованные выводы о ценностях социальных групп, выявлять закономерности и сущностные связи между социологическими объектами. Такие анкеты будут часто использоваться в разнообразных социологических исследованиях и дадут возможность в полной мере получать информацию в соответствии с поставленной целью исследования.
Поэтому логика анкетного опроса должна соответствовать нескольким принципиальным критериям.
Анкетный опрос может быть:
- информационным (сведения набираются при помощи вопросов);
- перекрёстным (происходит сличение признаков, которые заложены в вопросы анкеты).
Первым этапом проведения анкетного опроса является его подготовка. На этом этапе проверяется логическая обоснованность каждого вопроса, который включен в анкету. Составителю анкеты важно знать, какую информацию он может получить при помощи вопросов и как их можно связать друг с другом, сравнить и проанализировать.
При перекрестном опросе эту проблему весьма просто решить с помощью формулировки бинарных оппозиций. Их перечень позволяет решить задачу сопоставления вопросов анкеты и матричного представления ответов, что даст возможность получить устойчивые зависимости, скрытые от самих участников опроса.
В идеале практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях по отношению к друг другу. Это повышает информационную емкость анкеты и упрощает ее последующую обработку.
При формулировке вопросника анкеты необходимо придерживаться следующих правил:
- анкету лучше структурировать на блоки, что облегчает восприятие респондентом заложенной в них информации;
- общий принцип расположения вопросов в анкете должен быть от простого к сложному. В заключительном блоке вопросов часто размещается биографическая информация;
- для повышения качества анкеты можно вводить так называемые вопросы – ловушки, которые помогут косвенным образом определить искренность ответов респондента;
- объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны тем целям, которые ставит перед собой исследователь, а также его квалификации и характеру занятости респондентов.
Второй этап анкетного опроса называется процедурным. На нем отслеживается качество ответов респондентов на поставленные в анкете вопросы.
Процедурный этап опроса – это этап, на котором происходит воздействие на объект исследования посредством применения определенных процедур и инструментов для сбора данных об объекте изучения; результирующий этап, включающий обработку, анализ и обобщение полученной информации, разработку рекомендаций, оценку эффективности метода.
Так как анкетный опрос не подразумевает личного взаимодействия интервьюера и респондента, то в анкете необходимо представить вполне подробную инструкцию к заполнению каждого пункта, который содержится в опроснике.
При этом респонденту необходимо точно знать сколько возможных вариантов ответов на закрытые вопросы он может обозначить, какие варианты отметить, если они не предусмотрены в представленной анкете.
Динамика развития анкетного опроса, который по времени может варьировать от десяти минут до полутора часов заключается в переходе от плавного подъема, где 15 % времени уделяется отдыху, затем начинается самая напряженная работа. Все трудности должны резко снижаться в завершающей фазе анкетного опроса.
Версия анкеты должна быть максимально удобной и для опрашиваемого, и для кодировщика. Нельзя забывать о том, что все смысловые разделы анкеты начинаются с пояснений и каждый вопрос должен сопровождаться четкой инструкцией. Все техники опросов должны быть оправдано использованы внутри предлагаемой анкеты.