Понятие «контркультура»
Понятие «контркультура» в научном обороте появилось в начале 60-х годов 20 века. Исследователи отмечают, что выделение этого термина было попыткой не только осознать, но еще и описать процессы, которыми было охвачено западное сообщество того периода.
По сути, контркультурой обозначали некоторую форму молодежного протеста, которая отличалась особым способом поведения и выдвижения своих требований государству. В контркультуре некоторые мыслители видели способ выйти из кризиса, в котором оказалось общество.
Контркультуры распространились довольно активно. Они получили широкую интерпретацию, начали рассматриваться не только как протест молодого поколения против устоявшихся культурных норм и ценностей: это также протест против культуры вообще, против тех ограничений, которые не позволяют человеку в полной мере насладиться жизнью. Мы уже не раз подчеркнули, что к контркультуре в основном примыкали представители молодого поколения. Изначально люди, которые видели во многих консервативных элементах общества и государства негатив, затем рассмотрели в этих устойчивых формах в целом негативное влияние на развитие всего общества.
Таким образом, контркультура возникла как бунт против общей культуры, как возможность поиска ее альтернативы. В разные исторические эпохи контркультура проявляла себя по-разному, но существовала она с самого начала возникновения культуры, и об этом следует помнить. В современном научном знании контркультуру следует рассматривать с двух точек зрения:
- Контркультура используется до того, чтобы обозначит социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, которые уже господствуют в конкретной культуре;
- Контркультура отождествляется с западной молодежной субкультурой, которая появилась в 60-е годы 20 века. В контркультуре отразилось то критическое отношение к современной культуре и отверждение ее как «материнской культуры».
Ценностные ориентации контркультурных движений
Контркультура – это одно из проявлений молодежной культуры, которое возникло в 60-е годы 20 века на Западе. Основными движущими силами данного течения стала студенческая молодежь, а также представители студенческой и молодежной интеллигенции. Изначально контркультура касалась проблем политической сферы: молодые люди были недовольны политической ситуацией, а также политикой Соединенных Штатов Америки в отношении некоторых стран (например, в отношении Японии, где США развязали войну). Чуть позднее леворадикальное политическое движение воссоединилось с культурным движением, и стало набирать новую силу. Тем самым, это привело к мощному движению контркультуры.
Контркультура выступает с полным отрицанием всей общей западной цивилизации, а также в отношении господствующей культуры. По мнению сторонников контркультуры, в самом начале западная цивилизация развивалась в соответствии с двумя тенденциями. Одну из тенденций символизировал Орфей, а символом второй тенденции стал Прометей. Орфей воплотил в себе свободную игру, наслаждение, любовь и чувственность. Он проявляет всю красоту окружающего мира, его свободу и блаженство. Прометей, напротив, символизировал труд и разум, необходимость достигать цели любой ценой.
Контркультура провозгласила новую систему ценностей. В ней особое место занимала избавленная от любых внешних и внутренних ограничений чувственность. Каждый человек был вправе свободно выражать свои эмоции и интересы. Также свобода коснулась воображения и фантазии, что отразилось во внешнем облике представителей контркультур (но в большей степени представителей субкультур). На пути к достижению новых ценностей представители контркультур большое значение придавали поиску новой общности, конкретными формами которой выступали различные «коммуны» (объединения). Они возникали на основе совершенно естественных и спонтанных отношений между людьми. В их основе лежали принципы равенства, любви, которые были лишены какой-либо иерархии и субординации.
В этот период особая роль отводилась сексуальной революции. Она должна была стать символом подлинной свободной любви, избавить ее от ограничений и ханжеской морали. Люди могли заниматься друг с другом любовью, не задумываясь о последствиях, если они просто хотели этого. В связи с этим стали набирать обороты отношения между представителями одного и того же пола (гомосексуалистами, лесбиянками). Одним из примечательных явлений контркультуры стали хиппи. Их поведение и стиль жизни отличался от общепринятого: они носили яркие одежды, не отказывали себе в наркотиках и случайных половых связях. Они выступали против войны, отсюда и их знаменитый девиз «Занимайтесь любовью, а не войной».
Таким образом, контркультура провозглашает протестные ценности, принять которые может не каждый человек. Живя в обычном мире, мы все нуждаемся в изменениях, и иногда инициатива по их реализации исходит именно от представителей контркультурных движений. Их установки в большинстве случаев противодействуют общим государственным установкам, представители борются за свободу слова, за смену общих государственных и идеологических ценностей. В случае, когда эти ценности поддерживаются большинством, они могут быть приняты государством, но такие историю случаются крайне редко. Из-за достаточно консервативной направленности обществу до сих пор очень тяжело принять кардинальные изменения и прийти к совершенно новым, ранее невиданным установкам.
К тому же, в связи со своей распространенностью, контркультуры довольно тяжело поддаются контролю со стороны государственных органов власти. Поэтому их гораздо привычнее подавлять, а лидеров контркультурных движений наказывают с помощью административных или уголовных наказаний. И, несмотря на то, что во многих странах предусматривается свобода слова, все же некоторые государства не могут себе позволить воспринимать контркультурные течения как серьезные, видят в них лишь мелкую угрозу и отсутствие целесообразности.