Количественные исследования и их цель
Количественные методы исследований – это подгруппа методов, которые используются в социологии для получения данных. Цель количественных исследований состоит в изучении количественно измеряемых и объективных характеристик поведения человека или отдельных групп лиц. Как правило, это описательные исследования, которые используются на макросоциологическом уровне.
У количественных исследований есть свои задачи, которые сводятся к следующим положениям:
- Измерить ключевые параметры конкретного процесса или явления;
- Установить взаимосвязи и взаимозависимости, которые могут присутствовать между отдельными параметрами или компонентами явления или процесса.
В рамках количественных исследований, в отличие от качественных, исследователь берет на себя роль стороннего наблюдателя. Он не вмешивается в текущее положение исследовательского процесса, не стремится сбалансировать его, отрегулировать ситуацию, поскольку во многих случаях в этом нет никакой необходимости. В целом, количественные исследования способны решать разнообразные задачи, и чаще всего они направлены на изучение:
- Общих социальных процессов, которые реализуются внутри общества и социальной системы;
- Объективных факторов того или иного развития социального процесса;
- Социальных институтов и структур, которые являются основой любого общества.
Что касается исследовательских процедур и инструментов, которые используют исследователи при реализации количественных методов, то они формализованы, в основном для всех исследователей они стандартизированы и одинаковы. Разработка исследований начинается до начала полевого этапа, могут дублироваться, при этом независимы от внешних факторов и изменений. Только серьезные общественные и социальные трансформации могут стать толчком к тому, что по итогу количественные методы изменятся, появятся новые социальные требования для их реализации в исследовательских практиках.
Средства и методы количественного исследования специфичны. Они значительно отличаются от качественных и включают в себя опрос, наблюдение и эксперимент, анализ документов. Опросы могут реализовываться в виде анкетирования, интервьюирования или беседы. Но при этом они проходят в соответствии с заранее подготовленным списком вопросов, от которого исследователю рекомендуют не отклоняться. Далее поговорим подробнее о количественных методах и дадим им краткое описание для более общего и четкого понимания отличий от качественных исследований.
Особенность количественных методов исследования
Итак, количественные методы социологических исследований направлены на то, чтобы опросить как можно больше респондентов, и получить числовой (процентный) результат этого исследования. В социологии сегодня исследователи чаще всего используют следующие количественные методы:
- Опрос;
- Статистическое наблюдение;
- Количественная сортировка данных;
- Кодировка и анализ данных счетчиков;
- Анализ тональности текста;
- Совместный анализ.
Количественный подход считается сегодня самым распространенным. Это связано с совокупностью условий и обстоятельств, по которым исследователи чаще всего предпочитают опрашивать аудиторию с помощью количественных способов. С развитием технологий процесс ускорился, стал менее затратным как с финансовой точки зрения, так и менее затратным с точки зрения ресурсов самих исследователей. Дело в том, что многие социологические исследования теперь можно проводить в режиме онлайн. Исследователь выкладывает анкету на специальных платформах (платных и бесплатных) и распространяет эту анкету. Аудитория набирается достаточно быстро, так как человеку удобнее заполнить анкету в интернет-пространстве. Сегодня аудитория действительно в основном сконцентрирована именно в интернете, поэтому реализация количественных методов в интернет-пространстве оказывается вполне успешной.
Количественные методы используются для изучения достаточно больших по численности социальных групп и общностей, профессиональных коллективов, а также большого количества источников, где есть много данных и документов. Опрос можно организовать в больших учебных группах, раздав анкету и обозначив цель исследования. Анкетирование является основным количественным методом, и его используют чаще всего. Исследователь составляет список вопросов в соответствии со своими целями и задачами, затем он обозначает эти цели своим респондентам. Что касается интервьюирования, то в отличие от неформализованного интервью как качественного метода, в формализованном интервью респондент не отклоняется от заранее составленного списка вопросов. Но если полученных данных оказывается недостаточно, то он может воспользоваться любым другим качественным методов для того, чтобы осуществить добор данных и получить более конкретную и четкую картину происходящего.
Данные, полученные благодаря количественным методам, намного проще интерпретировать. Они кодируются, затем исследователь исследует описательные статистики, прорабатывает вопросы с множественными вариантами и предоставляет отчет, где в процентном соотношении показано, какие ответы превалируют. Также исследователь может параллельно провести контент-анализ тех данных, которые были изложены респондентом в открытых вопросах. Контент-анализ используется также для анализа архивов и документов, для анализа данных, которые интерпретируются в соответствии с выделенными категориями. В целом, стоит сказать, что количественные методы используются сегодня очень активно, они считаются самыми подходящими для изучения практически любой сферы. Однако собранных данных может быть недостаточно, и поэтому исследователи прибегают к практике качественных исследований.