Социология Г. Спенсера и Э. Дюркгейма
Герберт Спенсер – это один из основоположников социологической мысли, известный социолог и философ 19 - начала 20 века. Спенсер вошел в историю социологии как представитель доктрины социального дарвинизма. В соответствии с этой доктриной, принципы эволюции относятся не только к биологическим видам, но и к таким объектам, как:
- человеческое общество;
- социальные классы;
- отдельные индивиды.
Центральным понятием в социологической теории Спенсера является «выживание наиболее приспособленного». Приспособленными являются индивиды, которые изначально социализированы и адаптированы к постоянно изменяющимся социальным и культурным условиям. Такие индивиды и образованные ими социальные группы могут полностью удовлетворять свои потребности, оберегать себя от окружающих социальных опасностей и нестабильностей.
Еще один труд Спенсера – «Основы социологии». В нем автор выделяет несколько ярких характеристик, которые отражают организм с его биологическими и социальными чертами. Автор подчеркивает несколько принципиальных аспектов:
- человеческий организм точно так же, как и общество не может быть сведен лишь к неорганической материи. Они могут развиваться: ребенок взрослеет, небольшие общины постепенно разрастаются в крупные агломерации;
- рост и организма, и общества происходит за счет неминуемого усложнения социальной структуры. Но усложнение не может быть стихийным, оно должно контролироваться, иначе это приведет к серьезным последствиям.
Эмиль Дюркгейм – еще один известный социолог, но только французский. Он частично разделял позитивистский подход в социологии, но при этом полностью отрицал принципы биологизации социологии, которые были в то время были широко распространены, а популяризатором их выступал Огюст Конт. Дюркгейм уделял много внимания структуре социологии. Он полагал, что социология включает в себя крупные разделы, которые могут затрагивать не одну, а одновременно несколько отраслей. Это социальная морфология и социальная физиология, общая социология.
Общество, по мнению Дюркгейма, представляет собой совокупность социальных единиц и социальных фактов, а также отношений, которые складываются между социальными фактами и определяют их текущую ключевую роль в развитии общественной системы. Предмет социологической науки – это и есть социальные факты, которые могут отражаться в социальных процессах и явлениях. Дюркгейм полагает, что социальные факты доступны исследователю для объективной оценки, и поэтому они становятся объектами исследований. Брак или семья, общественные и политические сообщества, движения и профессиональные коллективы – все это составляет исследовательское поле для социологов, и все это может так или иначе изучаться через призму социологического инструментария. Сущность социальных фактов заключается в том, чтобы отразить коллективные представления людей о тех или иных социальных процессах и явлениях.
Вклад в социологическую науку Г. Зиммеля и М. Вебера
Георг Зиммель – исследователь, чья роль в социологической науке очень велика. Дело в том, что благодаря Зиммелю социология стала автономной, самостоятельной и независимой наукой, которая одновременно с этим оказала особое влияние на развитие других научно-исследовательских направлений. В отличие от многих других ученых, Зиммель предпочитал оставаться в тени своих великих современников.
Особое значение в своих исследованиях Зиммель отводил формам социальной реальности, называя их формами социации. Благодаря им появилось иное представление о структуре, которая формируется, когда между индивидами и более широкими социальными группами складываются крепкие и взаимозависимые отношения. Влияние это было направлено на то, чтобы достичь общие цели и интересы. А еще исследователи полагали, что это взаимодействие может сказаться на реализации некоторые социальных потребностей. Конкретные социальные взаимодействия и взаимозависимости могут складываться из нескольких аспектов, а именно: из форм социального влияния и содержания социального влияния. По словам Зиммеля, абстрагирование от содержания процессов и явлений позволяет изучать конкретные и наглядные факты такими, какие они есть на самом деле, а не опираться на уже накопленный социальный опыт, которые может скорее мешать, чем помогать.
Макс Вебер – это еще один именитый социолог, которые анализировал общество, опираясь на особенности человеческого поведения. Вебер полагал, что человек выстраивает свои поведенческие практики таким образом, потому что понимает по-своему всю совокупность процессов и явлений. Его поведение можно исследовать с точки зрения понимания. Чтобы понять, почему человек повел себя так и не иначе, следует поставить себя на его место, перенять его социальный опыт.
С точки зрения Вебера, социологическая наука в своей многоаспекности может изучать и объяснять такие элементы поведения, как намерения индивида, его мотивацию и ценности, убеждения в отношении всего множества процессов. Также социология способна рассматривать мнения в отношении определенных жизненных ситуаций. Конечно, каждый человек имеет свое представление и свой собственный опыт в тех или иных вопросах, поэтому сложно найти двух схожих людей. Чтобы постигнуть смысл человеческого действия, его необходимо понять. То есть, концепция понимания – это метод, которые делает возможным социологическое объяснение процессов и явлений, в которых главным действующим лицом является человек со своими смыслами, поведением, пониманием процессов изнутри. В особой степени на это оказывает влияние человеческое мировоззрение, поскольку оно уникально и неповторимо, как и внутренний мир любого человека, его интеллектуальные и физические способности.