Киберсоциализация: сущность понятия
Киберсоциализация – это процесс социализации личности, который происходит в киберпространстве. Иными словами, это компьютерная, виртуальная социализация личности.
Исследователи делают акцент на том, что киберсоциализация может быть представлена особым процессом качественных изменений в сфере потребностей и мотивации индивидуума. Также это трансформации в структуре личности, которые осуществляются под воздействием и в результате того, что человек пользуется современными компьютерными и информационными технологиями, но уже в контексте своей жизнедеятельности. По сути, очень многие сегодня не представляют свою жизнь без технологий. Некоторые ученые говорят о том, что ребенок буквально рождается со смартфоном в руках. И это действительно так: кибертехнологии и информационные технологии позволяют человеку ускорять процессы своей деятельности, учебы, работы, поиска второй половинки, заказа продуктов питания, одежды и медикаментов. Благодаря технологиям можно очень быстро записаться к врачу, найти работу, работать дистанционно из любой точки мира и обеспечивать себя.
Сам термин «киберсоциализация» был предложен в 2005 году членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования – доцентом и кандидатом педагогических наук В.А. Плешаковым. С тех пор этот термин прочно закрепился в научно-исследовательской сфере, его используют для того, чтобы продемонстрировать значимость киберпространства и информационных технологий в жизни практически каждого человека.
В конце 20-начале 21 века в жизни человечества стали происходить очень серьезные изменения. Это было обусловлено широким применением компьютеров, информационных технологий. Причем они стали проникать в абсолютно все сферы жизнедеятельности:
- Экономическую – покупки, оплата счетов;
- Социальную – общение, образование, работа;
- Политическую – электронное голосование, информированность о текущей политической ситуации в стране и в мире;
- Духовную – досуг, обучение, хобби, то же общение.
Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в действительность все глубже и глубже, соседствуя с человеком практически во всех сферах жизнедеятельности. Также с компьютерными технологиями тесно связана познавательна и коммуникативная, трудовая сферы жизни человека. Благодаря тому, что глобальная сеть Интернет непрерывно развивалась и развивается, она превратилась в особый срез реальности. Это искусственная, виртуальная реальность, в которой человек может жить точно так же, как и в реальном мире, удовлетворяя практически все свои потребности. Когда человек существует параллельно с компьютерами, то он не только работает в киберпространстве, но и играет в нем, выбирая игру себе по вкусу. Для кого-то игра становится способом отвлечься и убежать от реальности на какое-то время, но кто-то, не видя грани между реальностью и вымыслом, начинает буквально жить в Интернете, воспринимая все, что там происходит, за чистую монету.
Эстетическое и этическое развитие личности, ценностные установки и мировоззренческие идеалы, формирование активной гражданской позиции, патриотическая и семейная ориентация (и, соответственно, иерархия ценностей), воля, интеллект, мотивации и потребности, эмоциональное состояние – все это может формироваться сегодня не в реальном мире, а в процессе киберсоциализации.
Особенности киберсоциализации личности
Исследователи не торопятся отрицать значение киберсоциализации. Они отмечают, что она имеет место быть, особенно если проследить, какое количество людей ежедневно пользуется компьютерами, Интернетом, сколько играет и тратит на это время. Специфика социализации в Интернете, общения в Интернет-среде рассматривается очень многими исследователями и учеными. В частности, данные вопросы поднимают в своих работах Е.П. Белинская, Е. Блохина, В.В. Нестеров, К.С. Янг, А.В. Мудрик и многие другие.
Так как общение в развитии личности стоит на самом первом месте, то очень важно исследовать особенности коммуникационных процессов в Интернет-среде. Есть авторы, которые эти процессы ставят на первое место среди факторов социализации личности, что говорит о многом. Интернет действительно способен сыграть определяющую роль в педагогическом процессе и в педагогической деятельности. Он обладает рядом социализирующих возможностей, а также влияет на личность человека. Специфические черты и наполненность Интернет-ресурсов позволяет использовать их в педагогической и социальной практике в процессе обучения. Педагоги и сами сегодня, особенно в условиях самоизоляции и эпидемии пользуются дистанционными технологиями обучения. Уроки чаще они проводят не в классах, а сидя перед мониторами компьютеров и гаджетов. Электронные дневники заменили бумажные, репетитора можно найти на специальном сайте. Молодые люди, получая доступ к компьютеру, сразу же начинают регистрироваться в социальных сетях и мессенджерах. Их привлекает возможность быть теми, кем они хотят быть, и беспрепятственно общаться со всеми, с кем им хочется. В сети намного проще завести знакомства со всего мира. И так же просто удалить страничку сов семи переписками и данными, если очень хочется «замести следы».
Можно сказать, что киберсоциализация давно сместила обычную социализацию. Молодым людям намного проще осваивать интернет-технологии, а вместе с ними познавать окружающий мир. Действительно, интернет-пространство уже давно стерло все границы, особенно если говорить об общении. Можно находить друзей со всего мира, общаться с ними, узнавать новый язык и новую культуру. А еще 20 лет назад это казалось невозможным. Поэтому процессы киберсоциализации следует развивать, но также необходимо строго контролировать их, поскольку они не всегда могут быть безопасными для человеческой психики.