История возникновения шудров
После того как народы, проживающие в долине Ганга были покорены племенами, пришедшими с территории бассейна реки Инда (арийскими племенами) часть местного населения была обращена в рабство. Преимущественно это было неиндоевропейское население. Судьба других была ненамного лучше - они лишились своих земель, а затем превратились в слуг и батраков. Именно из этих «примитивных» туземцев, чья культура была незнакома арийским захватчикам, образовалась каста под названием «шудры».
Само слово происходит не от санскритского корня: исследователи полагают, что оно являлось местным индийским племенным обозначением, которые было придумано для того, чтобы обзывать рабов и прислугу.
Арийцы присвоили себе более высокие роли, в то время как к шудрам они относились как к низшему сословию, которое годилось лишь на то, чтобы исполнять самую низменную и физически тяжелую работу. Также только лишь над ариями производился религиозный обряд, который заключался в возложении священного «шнура». Согласно брахманизму, этот шнур делал человека дваждырожденным, просвещенным и полноценным не только в физическом смысле, но и в моральном (духовном).
Но среди самих арийцев вскоре произошло жесткое социальное разделение, что привело к возникновению таких каст, как:
- Брахманы;
- Кшатрии;
- Вайшьи.
К слову, эти касты напоминали сословную иерархию, которая возникла в средневековье преимущественно на западных территориях: это духовенство, военнослужащие и мелкие собственники, которые осуществляли внешнюю и внутреннюю торговлю. Подобное общественное расслоение стало возникать у арийцев в то время, как они обосновались на территории Инда. По сути, это было необходимостью, ведь любое общество имеет свое расслоение: однородность практически невозможна, в любом случае мы сталкиваемся с теми слоями, которые обладают большей властью и привилегиями, и слоями, которые подчиняются высшим кастам и сословиям.
Характеристики шудров как касты в Индии
Разделение на касты в Индии появились в связи с тем, что жители обладали разным уровнем власти и благосостояния. Более богатые и образованные категории населения желали, чтобы их окружали близкие по материальному положению, по духу и по интересам люди. При этом отношение к бедным было презрительным и даже брезгливым. Богачи считали, что низшие касты не имеют права находиться с ними в одном помещении, питаться в одной харчевне, пить из одного колодца. Такие ограничения сделали шудров очень автономной кастой, и они не имели шансов на то, чтобы стать на ступень выше. Еще одна причина, по которой был невозможен переход из одной касты в другую – моральные устои и религиозные обычаи, которые поддерживались передавались из поколения в поколение, и в особой степени были выгодны богатым слоям населения.
Шудры являются самой низшей кастой. На протяжение тысячелетий представители этой касты существовали в обществе и выполняли роль крестьян, а также рабов. Они занимались самой тяжелой, грязной и унизительной работой, за которую отказывались браться представители высших каст в связи со своим привилегированным социальным положением. Безусловно, как и много лет назад, так и сейчас шудры являются самой многочисленной кастой в Индии.
У шудров нет возможности получать образование. Из-за того, что они ограничены в развитии , и им запрещено общаться напрямую с представителями высших каст, они не могут изучать законы, веды, не имеют возможности учиться грамоте или получать самое элементарное и примитивное образование. Вся жизнь шудров – это стремление создать максимально комфортные условия, но не для себя, а для своих господ. К ним сложилось очень презрительное отношение: они всегда должны знать свое место, исполнять все приказы, выполнять работу, которую никто другой делать не будет.
В наше время этот социальный слой Индии – самый бедный, причем число таких людей ежегодно неуклонно возрастает.
В отличие от представителей высших каст, шудры могут жениться на женщинах, которые уже неоднократно были замужем, хотя в целом в индийском обществе такой поступок считается грехом. Шудры находятся на грани, и каждый из них в любой момент может стать неприкасаемым.
Неприкасаемые – это еще одна отдельная каста. Так называют людей, которые полностью исключены из любых общественных отношений. Они занимаются такими грязными работами, как уборка мусора с улиц, уборка общественных туалетов, уборка трупов животных и их последующее сожжение, выделывание кожи.
Ограничения для неприкасаемых очень жесткие: они также не имеют права получать образование, носить праздничную или торжественную одежду. Они не имеют права говорить с представителями высших каст, готовить для них, вообще как-либо взаимодействовать. Грехом считается даже то, что неприкасаемый случайно наступит на тень представителя высшей касты. Лишь недавно им было позволено посещать храмы и подходить к людям других сословий, но по-прежнему запрещены все контакты.
По сути, жизнь шудров и сегодня напоминает рабский и жестокий труд. Это люди, которые не имеют никаких жизненных перспектив. Их труд настолько малооплачиваем, что они не могут накопить на то, чтобы покинуть свою территорию или как-то улучшить материальное положение. Это может показаться очень странным или даже диким для тех, кто живет в европейском сообществе, но для индусов такое положение дел считается нормой. Они не стремятся как-то выровнять подобную ситуацию, поэтому многие территории «утопают» в бедности и пороках. Представители таких каст отличаются асоциальными формами поведения, поэтому среди шудров процветает криминал, жертвами которого могут стать представители высших каст и сословий. Никто не может гарантировать безопасность, и даже подобные ограничения не гарантируют, что шудры не будут нападать, грабить или промышлять незаконной деятельностью.