Социальное общество Египта
В Египте, как и в некоторых других странах мира, существует довольно большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Культура Египетского государства призывает к тому, чтобы слабые и бедные относились с уважением и почитанием к богатым и сильным слоям населения. При этом, слабые и бедные категории могут подвергаться жестокому обращению, или на них попросту не обращают внимание, так как считают за людей «низшего сорта». Различия между отдельными людьми или целыми сообществами (семьями) в Египте следует объяснять уровнем дохода, а также источником дохода.
Также различия могут заключаться в следующих признаках:
- Предпочтения в стиле и образе жизни;
- Предпочтения в транспорте, которым пользуется египтянин;
- Предпочтения в одежде и манере поведения;
- Язык, который изучает египтянин помимо своего собственного;
- Образование – от его уровня зачастую зависит доход египтянина и, соответственно, его социальное положение в общественной иерархии;
- Предпочтения в музыкальном и кинематографическом жанрах.
Когда речь заходит о заключении брака, то первый вопрос, который стоит перед обеими сторонами – каков уровень материального дохода потенциального жениха, сможет ли он обеспечить всем необходимым невесту, а иногда эта обязанность лежит на женихе еще и в отношении некоторых членов семьи своей будущей жены (обеспечение матери и отца, младших сестр и братьев), и это считается совершенно нормальным в египетской культуре.
Классовое сознание в Египте является очень сильным и доминирующим. Это может превратить потенциальные классы в реальные, и тогда классовое расслоение станет еще более сложным и структурированным. Сегодня классовое социальное расслоение в Египте – это предмет особого общественного обсуждения многими учеными и специалистами, которые заинтересованы в данной области. Если в Египте происходит рост общего благосостояния, то это означает рост среднего класса в относительном темпе. Разрыв между верхними и нижними кастами лишь увеличивается, что вполне логично в создающихся условиях.
Треть населения Египта сегодня проживает за чертой бедности и имеет доход гораздо ниже того, что был установлен правительством Египта. Средний класс – это люди, которые имеют в своем распоряжении дом и машину, а также могут беспрепятственно обеспечивать свою семью. Однако, на сегодняшний день в Египте есть большое количество людей, которые не могут добиться подобных успехов, и это усложняет их социализацию и в целом адаптацию к складывающимся социальным условиям.
Социально-кастовое расслоение в Древнем Египте
Углубляясь в историю, следует проанализировать социально-кастовое расслоение, которое присутствовало на территории Древнего Египта.
Касты представляли собой очень замкнутые общественные группы, которые обособились по причине выполнения довольно специфических социальных функций. Преимущественно, это была деятельность, которая передавалась по наследству от отца к детям.
Одним из основных классов, который существовал в древнеегипетском обществе, был класс подневольных работников. Это был класс рабов, которые трудились и в хозяйстве фараона, и были задействованы в работах в имениях крупных египетских вельмож. Рабами становились военнопленные или соплеменники, которые были доведены до рабского состояния: они теряли работу, у них не оставалось иного выхода, кроме как заниматься тем, что работать на своих хозяев. Рабы трудились на полях под надзором специальной охраны, могли получать наказания, если недобросовестно или не в полной мере исполняли свою работу.
Иногда рабы могли владеть небольшим имуществом, которое, однако, не оставалось в их собственности, но находилось в их пользовании. Таким образом, отсутствие собственности, принуждение к труду (иногда с использованием грубой силы или под давлением со стороны в виде угроз жизни и здоровью) привело к тому, что этот класс стал полностью эксплуатируемым, без прав и свобод.
Второй класс древнеегипетского общества – рядовые общинники. Юридически они, в отличие от рабов, смогли сохранить права свободных людей. Тем не менее, они испытывали давление и притеснения со стороны царских чиновников. Рядовых общинников могли разорить, причем делали это под предлогом поборов и повинностей. Все это ввергало многих из них в бедность и нищету, и они были вынуждены идти на самые трудные и грязные работы, чтобы прокормить себя и свои семьи.
Сельские общины – это особый класс. На территории сельской общины проживали обширные патриархальные семьи. На их предназначение указывал обычай наследования. По этому праву старший сын являлся претендентом на большую часть наследства отца в случае смерти последнего. Этот обычай просуществовал на протяжение долгого времени и способствовал сосредоточению имущества крупных патриархальных семей в одних руках. Это также усилило общественное расслоение и пропасть между бедными и богатыми, что являлось особой проблемой египетского общества.
К господствующему классу относился сам фараон и его ближайшее окружение. Также сюда следует отнести местную знать, вельмож и правителей номов. Они образовывали местные династии, которые имели право руководить на ограниченных территориях. Вельможи имели право использовать свою должность и приобретать большее количество земельных угодий. Также они распоряжались рабами, что было свойственно всей верхушке данного слоя.
Особая группа была образована так называемыми жрецами, а также чиновниками. Эта категория необычайно разрослась в централизованном государстве фараонов и стремилась распространять свой влияние не только на политические решения, но также на некоторые сферы общественной и хозяйственной жизни государства. Довольно часто в руках крупного чиновника сосредотачивались ключевые гражданские и военные, а также жреческие должности. И, в конечном итого, это способствовало большему усилению власти рабовладельческой аристократии.