Анализ этнического состава еврейского народа
Этнические группы евреев и их состав – довольно распространенный вопрос, который интересует многих исследователей в области истории и социологии. Наиболее крупными этническими группами среди евреев принято считать следующие:
- Ашкеназы – евреи, которые проживают (проживали) на территории Центральной и Восточной Европы. В частности, к ним следует относить практически всех русских евреев;
- Сефарды – изначально это были евреи, обитавшие на территории Испании и Португалии, но затем они расселились практически по всему Средиземноморью.
Иными этническими группами евреев являются: арабские евреи, лахлухи, персидские и бухарские евреи. Не стоит забывать о грузинских и горских евреях, о крымчаках, индийских евреях, романиотах, итаянимах (ромим), ервеях фалаша и многих других.
Таким образом, мы можем отметить, что эти этнические группы прежде всего отличаются территорией своего расселения. Также, как и в любых сообществах, евреи могли делиться на свои касты и сословия, поскольку еврейское население изначально было достаточно неоднородным, и эта неоднородность перешла на состояние современного еврейского народа.
Что касается исследования генотипа евреев и сравнения их генотипа с генотипами других народов, то результаты демонстрируют, что основные еврейские группы находятся гораздо ближе друг к другу, чем к соседним народам. Это в некоторой степени противоречит утверждениям и аргументам в пользу того, что на самом деле евреев объединяет лишь культурное происхождение, а их этнические особенности уходят на второй план. Существенное значение имеет также вероисповедание, ведь оно играет большую роль в положении еврея, его статусе. Так, по признаку вероисповедания к евреям относят себя две основные группы:
- Иудействующие;
- Криптоиудеи.
Криптоиудеи являются потомками евреев, которые были насильно обращены в такие религии, как ислам или христианство. Тем не менее, они тайно сохранили элементы иудаизма и продолжили их проповедовать.
К евреям по религиозному признаку также примыкают иудействующие – то есть те группы, которые имеют иное этническое происхождение и стремятся исповедовать иудаизм. Чаще всего, они создавали своеобразные формы вероисповедания, поэтому в чистом виде иудаизм практически не встречался. Но они считали себя частью еврейского народа, и очень скоро действительно ассимилировались вместе с ним.
Диаспоры евреев в большинстве стран обладали неполноправным статусом, и это условие способствовало тому, что у народа сложилась своя особая культура. Участие в сельском хозяйстве было достаточно ограниченным. Основными занятиями евреев было ремесло и организация торговли как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Часть еврейского народа успешно занималась предпринимательством и ростовщичеством, а также рядом свободных профессий. Общины евреев были довольно замкнуты, и располагались в некоторых городских кварталах. Наиболее яркие примеры – гетто в Италии на территории Германии, худерия в Испании и Португалии. Был меллах в Северной Африке, махалла в Иране и на территории Центральной Азии.
У евреев было свое самоуправление, которое получило название «кагал». Оно возглавлялось экономической элитой еврейского сообщества (гвир – «сильный», парнас – «кормилец»), а также раввинатом.
Особенности еврейского народа
В еврейском сообществе до сих пор сохранились пережитки большой семьи: много родственников, большое количество детей, которые были в постоянном взаимодействии друг с другом. На территории Ближнего и Среднего Востока практически до середины 20 века сохранялась полигамия. Но стоит отметить, что у еврейской группы ашкеназы моногамия и ее нормативные формы были введены еще в 10 веке. Счет родства – патрилинейный. Но, если следовать иудейским нормами, евреем может быть лишь тот человек, чья мать является чистокровной еврейкой.
Что касается материальной культуры евреев, то ее общееврейские черты определялись предписаниями самого иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы, которое распространялось на мужчин и женщин, которые еще не вышли замуж. В Новое Время были отменены некоторые жесткие ограничения, и поэтому в большей части европейских стран происходила достаточно успешная ассимиляций и аккультурация. Таким образом, произошло отхождение от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки, которые ранее были запрещены религией.
Израиль – одна из стран, где большую часть населения составляют именно евреи. По сути, на протяжение всех лет своего существования именно Израиль принимал все новых репатриантов, причем они были выходцами и из свободных стран западного мира, и из неблагополучных регионов. Самая последняя волна массовой репатриации произошла во время падения Советского Союза. Евреи долгое время боролись за то, чтобы эмигрировать в Израиль. Именно благодаря этой волне Израиль обрел большое количество специалистов высокого класса. Сюда входили ученые, художники и выдающиеся музыканты. Их опыт и талант в последующем способствовал очень активному и быстрому развитию экономической и научной сферы страны, а также расцвету академической и культурной жизни.
Киббуц был задуман как общность, в которой присутствует процветающая и развивающаяся экономика. Началось все с развития сельского хозяйства, но затем киббуцы расширили свою деятельность и распространили ее на разнообразные сферы и отрасли промышленности, а также в сферу услуг.
Членов киббуц считают поколением основателей, которыми двигали твердые убеждения и вера в свою идеологию. Это создало общину, которая отличается уникальным образом жизни и мировоззрением, а также стремлением к единению. Дети киббуц также приложили все усилия к тому, чтобы укрепить экономические, социальные и административные основы государства, вывести его на совершенно новый уровень развития.