Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование касты

Предпосылки возникновения каст в Древней Индии

Замечание 1

Формирование каст в Индии произошло не внезапно, а постепенно, на протяжение многих лет. В первую очередь, необходимо было создать свод правил и законов, которые бы определяли касты и их сущность, а также основные их отличия друг от друга и нормы поведения, которые полагаются каждой касте.

В Индии такой базой стали так называемые «Законы Ману». Иное название законов – Манавардхарма шастра. Это – крупнейший свод законов и правил, который действовал на территории Древней Индии. Датирован закон примерно вторым веком до нашей эры. Именно в нем нормативно была закреплена система каст, что стало финальной точкой в трансформации арийских сословий – варн. Данная система строилась с учетом индивидуальных и личностных особенностей человека, и по этой причине людям разрешалось переходить из одной варны в другую, что было нетипичным для общества того периода.

Но со временем концепция, которая предполагала учет личных особенностей, стала постепенно терять свою актуальность и трансформировалась. Таким образом, принадлежность к той или иной варне стала определяться правом наследования: то есть, человек относился к касте по признаку своего рождения в той или иной семье. По этому же принципу стал навязываться род занятий человека, его будущая профессия, и стать представителем другой варны было практически и фактически невозможно. Почему именно произошли подобные трансформации, до сих пор доподлинно неизвестно. Но исследователи привыкли связывать это со следующими факторами:

  1. Развитие экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами;
  2. Выделение так называемых олигархических групп, которые обладали не только высокими доходами, но и значимым уровнем властных полномочий;
  3. Усиление влияния армии на деятельность государства и его положение в системе всего мира;
  4. Закрепление права на земельные участки за отдельным человеком или целыми семьями;
  5. Появление институтов наследования.
«Формирование касты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Именно последний фактор (возникновение институтов наследования) зафиксировали переход социального статуса, имущества и земельных участков от родителей к детям. Причем, это не зависело от того, насколько сам ребенок предрасположен к роду деятельности своих родителей. Нередко статус навязывался насильно, и это не оставляло младшему поколению право выбора своего будущего. Коснулось это не только представителей высших варн, но и, безусловно, ударило по представителям низших каст. Ощущение безысходности и отсутствие вариантов перехода из одной касты в другую заставляло их вести асоциальный образ жизни. Отсутствие мотивации – это основная причина, по которой в Индии существовало большое количество преступников и тех, кто вел аморальный и асоциальный образ жизни.

Замечание 2

Это все привело к тому, что произошло заметное ужесточение правил перехода из одной варны в другую. Появились жесткие ограничения на браки между представителями разных каст, а дети от меж-варновых браков считались незаконными и выделялись в отдельные группы.

В конце концов в Индии появилась новая система – система джати. Именно такое название получили первые касты. Законы Ману завершили процесс формирования кастового строя в Индии, закрепили их не только неформально, но и на нормативном уровне.

Формирование индийской кастовой системы

В индологической науке очень большое значение уделяли именно кастам и кастовой системе. Но в 1970-е годы в самой Индии, а также далеко за ее пределами накопилось большое количество работ, в которых критики подвергали сомнениям правильность формирования каст, а также отмечали, что кастам придается большое значение, их роль заметно преувеличена. Некоторые настолько усомнились в законности каст, что также предположили, что кастовой системы как таковой не существовало, и ею просто прикрывали классический рабовладельческий строй.

Каста была переконструирована как минимум дважды. Оба эти раза происходили в условиях традиционных модулей общественной системы. В первый раз каста формировалась естественным путем, и это заняло достаточно большое количество времени. Во второй раз многочисленные касты выстроились в иерархию. Она представляла из себя общеиндийскую систему в связи с переписями населения. Касты определяли положение человека в обществе, возможности осуществления им своей трудовой и профессиональной деятельности. К сожалению, вместе с кастовой системой в мир индусов пришло очень много ограничений: не все касты могли предоставить своим членам образование и достойный уровень проживания.

Формирование одной касты вызывает у ученых особый интерес. Эта каста – неприкасаемые. Их считают самыми «нечистыми» людьми, поскольку они выполняют самую трудную и грязную работу, которую не берут на себя представители высших каст. В целом, они полностью изолированы от окружающего мира, слишком много ограничений не только в их образе жизни, но даже в их внешнем виде. Например, им нельзя носить праздничные или торжественные наряды, использовать макияж или делать прически. К тому же, они не имеют права касаться до представителей высших каст, общаться с ними (исключением являются некоторые профессии, например, парикмахеры). В целом, такие ограничение обусловлены не только сложившимися в обществе стереотипами: свою роль сыграла и религию. Поскольку неприкасаемыми считаются мясники, кожевники, рыбаки, то, согласно религиозным установкам, они являются переносчиками духов животных. Эти духи злы на людей за свое истребление и убийство, поэтому неприкасаемые могут быть «опасны» для общества, так как способны выпустить этих духов наружу.

Формирование каст происходило в Индии на протяжение долгого времени, они постоянно видоизменялись. Менялось и право быть в касте, ее положение, род деятельности, который был разрешен жителям или полностью запрещен представителям некоторых каст (варн).

Замечание 3

Сегодня в Индии кастовая система существует, но негласно. Официально она исчезла в 1950-е годы, но ее многовековое существование не смогло полностью искорениться из мышления и мировоззрения индусов.

Дата последнего обновления статьи: 08.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot