Социология СМИ (социология журналистики) и ее развитие в СССР
Социология СМИ – это научно-исследовательское направление, близкое к журналистике и социологии коммуникаций.
История социологических исследований средств массовой информации прошла несколько очень значимых этапов. Связаны они в основном с меняющейся властью и лидерами. Так, в 60-е годы прошлого века начинаются не только эмпирические исследования, но и ведутся активные методологические поиски. Исследователи делают акцент на том, чтобы более четко обозначить теоретические основы изучения данной научной дисциплины. Следует отметить, что поиск исследователи не завершили и по сей день.
Российская социология СМИ развивалась на базе таких научных направлений, как лингвистика и психология. Весь акцент изначально делался на языковую коммуникацию, а социология массовой коммуникации проявилась немного позже, и развивалась она по двум направлениям:
- Социометрия, в рамках которой проводились углубленные исследования общественного мнения и мнения социальных групп, на которые влияет деятельность средств массовых коммуникаций. В этой области работали такие ученые, как Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов и Т.М. Дридзе.
- Разработка теоретических и методологических аспектов массовой коммуникации и отечественной социологии коммуникации.
Б.А. Грушин - известнейший отечественный социолог, подводя итоги исследований общественного мнения в СССР, обозначил несколько периодов в развитии науки. Эти периоды совпадали с нахождением у власти различных политических лидеров: Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. Более ранние социологические исследования средств массовой информации так же делят на несколько этапов. Это дореволюционные исследования и послереволюционные наработки, которые приходятся на конец 1920-х годов. Послевоенный период развития социологической мысли начался после того, как скончался Иосиф Сталин. Пропасть в проведении исследований длиною в несколько десятков лет отразилась на месте отечественной социологии СМИ на мировой арене.
Возрождение социологии СМИ началось в 60-е годы прошлого века. В этот период в обществе наблюдалась некоторая либерализация, информация становилась все более доступной для различных социальных категорий. Оттепель коснулась не только политической сферы, но и сферы радио, телевидения и информации в целом. Грушин писал о том времени, что наконец-то появились возможность соединить журналистику и социологию как науку. Сначала в журналистике появились новые жанры, такие как публицистика, социально-экономические очерки. Молодежь собиралась в дискуссионных клубах, чтобы обсудить самые последние события. Затем сформировалась и социология общественного мнения. Наконец появились оптимистичные прогнозы относительно того, что результаты социологических исследований можно публиковать в печатных изданиях. Наиболее полно этот процесс описал Б. Фирсов, который подчеркнул, что социология из познавательной науки может трансформироваться в науку, которая сможет повлиять на формирование общественного мнения.
Этапы развития социологии СМИ в СССР
Для того, чтобы было понятнее, в чем состоят особенности развития социологических исследований, необходимо рассмотреть подробнее каждый отдельный этап. Начать стоит с времен Хрущева и Брежнева, то есть с середины 60-х - начала 70-х годов. Проведение первых исследований аудитории в разных точках страны было результатом инициативы молодых ученых. Среди пионеров можно увидеть и журналистов, и представителей разных профессий - гуманитарных и технических. С одобрения партии и по собственной инициативе изучается зарубежный опыт проведения социологических исследований, а иностранная научная литература больше не рассматривается в качестве вредоносных материалов. Например, в одном из постановлений ЦК КПСС обязало Министерство финансов не просто не ограничивать, но и увеличить лимит Академии наук на приобретение иностранной литературы.
Иностранный опыт действительно помог переосмыслить очень многие социальные и социологические явления. Также многие зарубежные практики со временем адаптировались под социальную реальность советского мира. Возник большой интерес к количественным методам исследования. Полученные результаты постоянно подвергались аналитике, исследователи считали, что количественные методы исследования будут наиболее полезными и актуальными. Качественные пока что не использовались, хотя впоследствии интервью станет методом, который используется и в социологии, и в журналистике, поскольку благодаря данным из интервью можно сложить более детальную и цельную картину мира.
В 70-е годы контуры социологии СМИ были очерчены намного четче. Соответственно все более явно начала ощущаться необходимость в специальных теориях, охватывающих отдельные области общественной жизни. У социологии СМИ опорой в этих поисках должна была быть теория журналистики, но в ней долго еще запрещалось выходить за рамки представлений, очерченных ленинской формулой, согласно которой газета была не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и главным организатором. Это значит, что в ней содержится информация, которая позволила бы проще и быстрее управлять отдельными социальными категориями.
Советские исследования социологии СМИ предполагали изучение массовой аудитории. Это направление считалось одним из самых разработанных с точки зрения используемых методов, хотя изначально был очень популярен только количественный метод. Для дальнейшего анализа и получения более достоверных результатов требовалось обращаться к статистике, социометрии и расширять границы массовой коммуникации и социологии массовой коммуникации. Это определило содержание, формы, уровни и категориальный аппарат научно-исследовательского социологического сектора.