Социометрия: что это?
Любая организация в своей основе предполагает существование как формальной структуры, отражающей обязательную и нормативную сторону объединения, так и существование неформальных отношений между членами организации.
Успешность неформальных взаимодействий напрямую зависит от ценностных идеалов и мировоззрения членов организации, а также от особенностей, которые заложены в восприятии людьми друг друга. Знание таких тонкостей позволит руководителю контролировать группу, предотвращать возможные конфликты и организовывать мероприятия, которые будет направлены на сплочение коллектива, а не на его дальнейшее разобщение.
Отношения, которые складываются на неформальном уровне – это отношения взаимопонимания, взаимовлияния и поддержки, а также зависят от популярности, престижа и лидерства членов социальной группы. Качественные показатели – это тот фактор, от которых зависит производительность и эффективность трудовой деятельности коллектива, а также удовлетворенность сотрудников их собственной работой. Если в коллективе царит неблагополучный климат, конфликтная ситуация и атмосфера напряженности, то это может привести к нестабильности производственных показателей.
Социометрические исследования в рамках организации дают особые преимущества в измерении межличностных отношений. Они позволяют выявить следующие черты и элементы:
- Структуру и динамику внутригрупповых отношений между членами одной группы, или между несколькими группами;
- Уровень развития группы (в зависимости от уровня квалификации ее членов, уровня подготовки руководства и специалистов);
- Степень сплоченности и разобщенности членов группы;
- Особенности социально-психологического климата, который складывается внутри группы и зависит от отношений ее членов друг к другу;
- Причины и те движущие силы, которые приводят к конфликтным ситуациям. Конфликты могут быть межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и личностно-групповые;
- Статус членов группы, их внутригрупповая авторитетность, наличие «нейтральных» и «изгоев»;
- Неформальные лидеры, которые заслуживают выдвижения на пост официального руководителя социальной группы или трудового коллектива;
- Неформальные группировки, которые складываются в подструктуре организации. Они имеют своего неформального лидера, могут также собираться на основе общих интересов, общности деятельности (проектная работа).
Данные, которые получены руководителем в ходе социометрического измерения, позволяют выявить ему наиболее благополучные или конфликтные участки, присутствующие внутри групповых отношений. Также это помогает руководству выяснить основные причины, по которым возникают проблемы, и разработать ряд эффективных мероприятий по их устранению. Анализ социограммы выявляет наиболее влиятельных членов группы, затем выделяет взаимные пары на основе симпатии или антипатии, а затем отбирает тех, кто набрал больше всего негативных показателей.
Социометрические индексы
Социометрические индексы – это показатели, которые позволяют представить результаты социометрического измерения в количественной форме. Исследователями различается два вида социометрических индексов – персональные и групповые.
Индекс социометрического статуса индивида в группе высчитывается на основе таких переменных, как социометрический статус конкретного члена группы или организации (S), полученные им выборы и отклонения в пользу того или иного члена организации (R) и общего количества членов, принадлежащих к конкретной группе (n).
Индекс групповой сплоченности высчитывается на основе следующих переменных: показатель групповой сплоченности на эмоциональном и межличностном уровне 9глубокая привязанность, личные отношения, дружба или любовь, долг), общее число взаимных выборов, которые произведены участниками социометрического измерения и максимально возможное число взаимных выборов, которые могут производиться в рамках конкретной социальной группы или коллектива.
Социометрические индексы могут отражать следующие показатели:
- Степень сплоченности в социальной группе или коллективе;
- Степень разобщенности членов социальной группы или коллектива;
- «Социометрические позиции» - соотносительный авторитет членов группы по системе признаков «симпатии-антипатии». На крайних полюсах оказывается абсолютный лидер и изгой – отвергнутое лицо;
- Внутригрупповые подсистемы, которые основываются на общих интересах или общности деятельности. Во главе каждой внутригрупповой подсистемы может быть свой неформальный лидер, который затем может выдвигаться в качестве лидера, руководящего всей организацией.
Показатели социометрических индексов могут разниться в том случае, если исследователь выбрал одну из двух предложенных форм организации процедуры социомерического измерения. Первая форма – непараметрическая процедура. Здесь участник измерения не ограничен в выборе, поэтому может выбирать какое угодно множество ответов на предоставленные критерии. Вторая форма – параметрическая процедура. В данном случае участник строго ограничен и может выбрать к одному критерию не более трех показателей. Процедуры имеют как свои плюсы, так и свои минусы. Плюсы заключаются в получении наиболее полных и разнообразных данных, а недостаток – отсутствие достоверности и доступности измерения (это, в основном, касается непараметрического показателя, где участник измерения может в целом выбрать случайные показатели, не задумываясь об их истинном положении и назначении в группе или организации).
Таким образом, социометрические индексы – это количественные показатели, которые используются специалистом для измерения социометрических данных, а также для представления полученных данных в обобщенном виде (с выделением среднего значения, которое получил каждый критерий социометрического измерения).