Гендерный стереотип – это социально обусловленная категория, а именно «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным типом поведения в зависимости от пола, а также различным распределением женщин и мужчин внутри предписанных социальных ролей и статусов, подкрепляемых психологически.
Гендерный стереотип: общее понятие
В современном мире большое внимание уделяется гендерным стереотипам, сопровождающим жизнь мужчин и женщин, которые находятся на той или иной ступени социальной лестницы. Сегодня наблюдаются процессы демократизации и гуманизации, которые сопровождаются созданием главных возможностей для реализации личности.
Гендерные стереотипы ограничивают восприятие представителей противоположного пола и мешают правильно его понимать, эффективно взаимодействуя с ним. Феномен гендерного стереотипа формировался длительное время. Впервые социологические исследования установили, что существует стереотип о том, что мужчины априори более компетентны и профессиональны, чем женщины. Их карьерный рост обуславливается следствием из наличия подобных преимуществ.
Многие также думают, что женщины добиваются успеха совершенно случайно, а также в процессе стремления занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прикладывая большое количество дополнительных усилий к этому процессу. Именно так на практике проявляются гендерные стереотипы, которые существуют уже длительный период времени.
Смена представлений о гендерных ролях
Сегодня меняются представления о гендерных ролях, ввиду смены культурных парадигм и допускается модель идентичности, самопрогнозировния жизни и активно внедряется идея о том, что человек может выбирать свой путь. Это восприятие мира формирует различные стратегии адаптации у женщин и мужчин.
Гендер – это социальный пол.
Часто категория гендер наполняется смыслом при влиянии такого феномена как гендерный стереотип. Гендерные стереотипы могут быть устойчивыми, упрощенными, но всегда эмоционально окрашенными образами поведения и черт мужчин и женщин. Они проявляют себя во всех сферах жизни человека. К ним относят:
- самосознание;
- межличностное и межгрупповое общение;
- профессиональное взаимодействие.
Как и любая другая группа социальных стереотипов, они определяют процесс восприятия людьми окружающего мира и систему конструирования социальной реальности. Среди наиболее распространенных типов гендерных стереотипов, которые характерны для современной студенческой молодежи можно отметить:
- сексизм или предвзятое мнение о представителях того или иного гендера, которое сопровождается явлением дискриминации;
- фейсизм – это тенденция в разной степени выделять в визуальных изображениях мужчин и женщин тело или лицо;
- гендерная сегрегация или предпочтение разнообразных видов деятельности, общения и разнообразных социальных ролей, формирование пристрастного отношения к собственному гендеру.
Дискриминация – это неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку. Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая, де юре), принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная, де факто).
Многие студенты придерживаются мнения о том, что в стереотипном образе мужчины должны присутствовать такие качества, как властность, стремление к управлению. Женщине такие качества, напротив, не характерны. Также согласно социологическим опросам, гендерные стереотипы формируются потом, что «мужские» черты ярко противопоставляются «женским». Стереотипизации подвергаются также и круг социальных ролей женщин и мужчин. Мужчину воспринимают как работника и гражданина, а женщину как мать и жену.
Согласно социологическим опросам, в качестве причин возникновения гендерных стереотипов студенты чаще всего называют исторические, экономические, социальные факторы. Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины.
Новые гендерные роли представителей студенческой молодежи
Но за последнее время в среде студенческой молодежи появились так называемые новые гендерные роли, которые позволяют развенчать систему гендерных стереотипов. Например, сегодня весьма распространены такие мужские роли, как:
- «мужчины, которые зарабатывают меньше женщин»;
- «мужчины, которые ухаживают за детьми»;
- «плачущие мужчины».
Эти роли не характерны для традиционного восприятия женщин и мужчин, но вполне принимаемы современными студентами и уже не являющиеся для них чем – то из ряда вон выходящим.
Все стереотипы, также и гендерные обладают такими свойствами, как ускоренность в сознании, способность передаваться в поколениях, сложность при изменении. Поэтому целесообразно менять общественное сознание и проводить просветительскую и коррекционную работу. Благодаря такой деятельности гендерные стереотипы, уже не будут настолько сильно влиять на сознание современной студенческой молодежи и полностью определять общественную активность представителей этого слоя.
Лучше внедрять гендерный подход во все сферы жизнедеятельности социума, расширяя границы восприятия. При этом акцент необходимо делать на формировании гендерного сознания. Студенчество является кадровым резервом государства, своего рода социальным фундаментом, поэтому нельзя допускать, чтобы стереотипизация мышления становилась препятствием для их активности и деятельности. В противопоставление гендерным стереотипам у студенческой молодежи должно формироваться гендерное самосознание.
Гендерное самосознание – это разновидность социального самосознания, которое обладает такими же признаками, как национальное или классовое самосознание. Благодаря этому феномену, современная студенческая молодежь станет полноценной социальной группой, способной к позитивному изменению социального пространства.