Социальные функции науки
Функция науки – внешнее проявление значительных свойств науки. Наука в обществе выполняет ряд функций. В функциях предопределены способности и возможности науки принимать участие в решении важнейших проблем жизнедеятельности общества, в формировании наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности людей и развития культуры.
Социальные функции науки исторически изменяются, развиваются, представляют собой важный фактор развития самой науки.
Выделяют следующие основные группы социальных функций науки:
- Мировоззренческая функция. Разработка и продвижение научного мировоззрения, научной картины мира, изучение отношения человека к миру. Наука создает научную картину мира, представленную совокупностью знаний о человеке, обществе, природе. Научная картина мира соотносится с философским, мифологическим, религиозным осмыслением мира, она постоянно переоценивается.
- Познавательная функция. Выражается в познании человека, природы, общества, рационально-теоретическом осмыслении мира, изучении его законов, объяснении разнообразных процессов и явлений, выполнение прогностических действий.
- Экономическая функция. Непосредственная производительная сила. Наука выступает значительным фактором хозяйственного и культурного развития человека.
- Технико-технологическая, или производственная функция. Осуществляет внедрение в производство новых форм организации, технологий и т.д.
Дополнительные функции науки:
- Управленческо-регулятивная функция. В результате научных исследований разрабатываются методологические и идейно-теоретические основы управления и регуляции социальных процессов. Социологи, ученые, менеджеры, экономисты, политологи и психологи осуществляют консультирование сотрудников государственного аппарата, предоставляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, практическими рекомендациями совершенствуют организационные структуры, деловые и служебные отношения, повышают эффективность управленческих решений.
- Традиционная, или идейно-преемственная функция. Обеспечивает связь времен, сохранение и наследование научных достижений, научной памяти, преемственность поколений ученых, передачу определенных норм, идеалов, ценностей в сфере научного производства, передачу исследовательских традиций.
- Практически-действенная функция. Характеризует науку как преобразующую социальную силу, способную изменить все стороны, сферы и отношения общества. Эта функция интегрирует все другие функции науки, осуществляется через производственную, практическую деятельность людей.
Наука как социальная сила
До сер. 19 века достижения науки в практической деятельности использовались эпизодически и не вели к рациональному использованию всех появляющихся возможностей.
В современном мире, в условиях научно-технической революции, наука выступает как социальная сила, оказывающая непосредственное влияние на процессы социального развития.
Методы науки широко используются при разработке программ и планов экономического и социального развития. Такие программы обозначают цели деятельности организаций, предприятий и учреждений. При этом участие самих ученых как носителей специфических знаний принципиально необходимо.
Программы и планы развития носят комплексный характер, поэтому их создание и дальнейшее внедрение предусматривает взаимодействие естественных, общественных и технических наук.
Наука в качестве социальной силы помогает в решении глобальных проблем человечества. Однако, развитие научно-технического прогресса ведет к истощению природных ресурсов, растет загрязнение воды, воздуха, почвы. Наука выступает фактором радикальных изменений, происходящих в местах обитания человека.
Ученые первые обратили внимание на симптомы надвигающегося кризиса, начали привлекать к проблеме внимание государственных и политических деятелей, общественности, хозяйственных руководителей. Только наука может определить параметры и масштабы экологических опасностей.
Наука выполняет прогностическую функцию, которая позволяет человеку прогнозировать последствия изменений окружающего мира, осуществляемые в соответствии с потребностями и желаниями людей. Различные научные модели способны показать тенденции развития общества, дать соответствующие рекомендации по их определению.
Образовательная и культурная функции науки
Образовательная и культурная функции науки заключаются в том, что наука – это фактор культурного развития и образования людей. Достижения науки оказывают значительное влияние на весь процесс обучения и воспитания, на содержание учебников, программ, на формы и методы, технологию обучения.
Ведущая роль в реализации образовательной функции принадлежит педагогической науке. Данная функция осуществляется через политику, культурную деятельность, систему образования, просветительскую деятельность ученых, средства массовой информации и т.д.
Как культурный феномен, наука имеет культурную направленность, занимает важное место в сфере духовного производства.
Культурная функция предполагает развитие человека в качестве субъекта познания и деятельности. Индивидуальное познание возможно только в социальных, окультуренных формах, существующих в данной культуре. Личность приобретает готовые способы и средства познания, приобщается к ним в процессе социализации.
Человеческое общество любой исторической эпохи всегда обладало общими языковыми средствами, специальными понятиями, инструментарием и процедурами, помогающими воспринять действительность.
Научное знание проникает в быт человека, является основой формирования мировоззрения и сознания, неотъемлемым компонентом социальной среды, в которой наблюдается формирование и становление личности.
Культурное наполнение науки включает и ценностные и этические аспекты. Для этоса науки открываются новые возможности:
- проблема социальной и интеллектуальной ответственности;
- вопросы нравственного и морального выбора;
- проблемы нравственного климата в коллективе и научном сообществе;
- личностные аспекты принятия решений.