Сущность общественного мнения и этапы его формирования
Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.
Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.
Выделяют три основных этапа формирования общественного мнения:
- Зарождение, предполагает формирование интереса к явлению, факту и процессу; индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес; стремление субъекта достичь источника информации.
- Непосредственное формирование общественного мнения: обмен индивидуальным и групповым мнением и формирование общественного мнения.
- Функционирование общественного мнения: мнение-оценка выступает суждением большинства; переход общественного мнения от вербальной, то есть словесной формы, к поведенческой.
Социологами выделено три необходимых условия развития и функционирования общественного мнения:
- общественная значимость, актуальность проблемы, темы и события. Это значит, что общественное мнение может быть сформировано только по отношению к вопросам, затрагивающим ряд экономических, политических и духовных интересов многих людей и несут важное практическое значение;
- дискуссионность обсуждаемых вопросов, то есть предмет рассмотрения общественности – вопросы, которыми допускается многозначность толкования и различных оценочных суждений;
- необходимый уровень компетентности – подразумевает понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность по данному вопросу.
Иными словами, общественным можно считать не любое мнение, а только соответствующее критериям социальной значимости, компетентности и дискуссионности.
Общественному мнению характерны следующие черты:
- сфера охвата, то есть масштабность;
- субъективная распространенность;
- направленность, то есть полярность;
- поляризованность;
- социальный ареал;
- устойчивость;
- интенсивность;
- скорость формирования и непротиворечивость.
В качестве основных источников формирования и развития общественного мнения выступают:
- непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание определенных действий и решений;
- СМИ, которые целенаправленно воздействуют на мнение и поведение людей.
На основании содержания высказывания, общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, в зависимости от знака высказывания - позитивными и негативными суждениями. Этот феномен по структуре своей может быть монистический и плюралистический. В последнее десятилетие набирает силу мировое общественное мнение, предмет которого – глобальные вопросы сохранения жизни на планете.
На сегодняшний день в стране работает более двух десятков центров, направленных на изучение общественного мнения. Наиболее известными среди них являются:
- ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения;
- Фонд «Общественное мнение»;
- РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка;
- Санкт-Петербургский Центр А. Киссельмана.
Способы воздействия на личность
Манипулирование – это способ воздействия на личность с целью изменения ее представлений, вкусов, поведения в направлении, которое задается манипулятором. Манипулирование преимущественное воздействует на подсознание человека. Особое внимание уделяют не столько содержанию информации, сколько ее форме. СМИ, которые активно участвуют в становлении общественного мнений, формируют образ социального мира, давая возможность передачи больших объемов информации на колоссальные по числу людей аудитории, чем оказывают значительное воздействие на массы людей.
Убеждение – метод воздействия на сознание личности посредством обращения к ее собственному критическому суждению. Основой метода является отбор, логическое упорядочивание факта и выводов в соответствии с единой мировоззренческой концепцией конкретного человека. Убеждение достигают усилением ранее созданных установок.
СМИ осуществляют с целью убеждения самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. Действия людей зависят от того, какая информация к ним приходит.
Выделяют несколько приемов распространения информации, которые помогают убедить человека в истинности представляемых ему суждений:
- Фрагментарность – препятствует формированию целостной картины событий, что позволяет СМИ акцентировать внимание на отдельных сторонах события, умалчивая некоторые аспекты;
- персонализация – внимание акцентируется не на смысле событий, а на их носителях;
- Отвлечение внимание от важной информации.
Внушение – это воздействие, воспринимаемое человеком без должного контроля сознания, что оказывает значительное влияние на его представления, мотивы и установки.
Внушение в отличие от убеждения, - аргументированное средство воздействия, педагогическое внушение проводят при сниженном уровне аргументации.
Внушаемость является нормальным свойством ВНД, характерное всем людям в разной степени. На суггестивность влияет возраст, пол, интеллект, состояние здоровья и другие факторы.
Сопутствующее внушение представляет своеобразное воздействие на психику ребенка, которое встречается в любом педагогическом акте. Такое непреднамеренное воздействие всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. В этом нет специальной целенаправленности суггестивного влияния, несмотря на ряд факторов, из которых состоит информационный процесс, воздействующий на психическое состояние человека.
Повторение – важнейший фактор привлечения внимания аудитории к информации. Повторение помогает увеличить число людей, чье внимание привлечет тот или иной факт или событие. Иными словами, повторение благодаря феномену внимания превращается в способ превращения некоторой часть потенциальной аудитории в реальную. В журналистике важно то, что она существенно влияет на процессы памяти. С целью лучшего запоминания СМИ практикует повторение одной и той же информации в различных модификациях.