Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование общественного мнения

Сущность общественного мнения и этапы его формирования

Определение 1

Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.

Определение 2

Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.

Выделяют три основных этапа формирования общественного мнения:

  1. Зарождение, предполагает формирование интереса к явлению, факту и процессу; индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес; стремление субъекта достичь источника информации.
  2. Непосредственное формирование общественного мнения: обмен индивидуальным и групповым мнением и формирование общественного мнения.
  3. Функционирование общественного мнения: мнение-оценка выступает суждением большинства; переход общественного мнения от вербальной, то есть словесной формы, к поведенческой.

Социологами выделено три необходимых условия развития и функционирования общественного мнения:

  • общественная значимость, актуальность проблемы, темы и события. Это значит, что общественное мнение может быть сформировано только по отношению к вопросам, затрагивающим ряд экономических, политических и духовных интересов многих людей и несут важное практическое значение;
  • дискуссионность обсуждаемых вопросов, то есть предмет рассмотрения общественности – вопросы, которыми допускается многозначность толкования и различных оценочных суждений;
  • необходимый уровень компетентности – подразумевает понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность по данному вопросу.

Иными словами, общественным можно считать не любое мнение, а только соответствующее критериям социальной значимости, компетентности и дискуссионности.

Общественному мнению характерны следующие черты:

  • сфера охвата, то есть масштабность;
  • субъективная распространенность;
  • направленность, то есть полярность;
  • поляризованность;
  • социальный ареал;
  • устойчивость;
  • интенсивность;
  • скорость формирования и непротиворечивость.
«Формирование общественного мнения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В качестве основных источников формирования и развития общественного мнения выступают:

  • непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание определенных действий и решений;
  • СМИ, которые целенаправленно воздействуют на мнение и поведение людей.

На основании содержания высказывания, общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, в зависимости от знака высказывания - позитивными и негативными суждениями. Этот феномен по структуре своей может быть монистический и плюралистический. В последнее десятилетие набирает силу мировое общественное мнение, предмет которого – глобальные вопросы сохранения жизни на планете.

На сегодняшний день в стране работает более двух десятков центров, направленных на изучение общественного мнения. Наиболее известными среди них являются:

  • ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения;
  • Фонд «Общественное мнение»;
  • РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка;
  • Санкт-Петербургский Центр А. Киссельмана.

Способы воздействия на личность

Манипулирование – это способ воздействия на личность с целью изменения ее представлений, вкусов, поведения в направлении, которое задается манипулятором. Манипулирование преимущественное воздействует на подсознание человека. Особое внимание уделяют не столько содержанию информации, сколько ее форме. СМИ, которые активно участвуют в становлении общественного мнений, формируют образ социального мира, давая возможность передачи больших объемов информации на колоссальные по числу людей аудитории, чем оказывают значительное воздействие на массы людей.

Убеждение – метод воздействия на сознание личности посредством обращения к ее собственному критическому суждению. Основой метода является отбор, логическое упорядочивание факта и выводов в соответствии с единой мировоззренческой концепцией конкретного человека. Убеждение достигают усилением ранее созданных установок.

СМИ осуществляют с целью убеждения самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. Действия людей зависят от того, какая информация к ним приходит.

Выделяют несколько приемов распространения информации, которые помогают убедить человека в истинности представляемых ему суждений:

  • Фрагментарность – препятствует формированию целостной картины событий, что позволяет СМИ акцентировать внимание на отдельных сторонах события, умалчивая некоторые аспекты;
  • персонализация – внимание акцентируется не на смысле событий, а на их носителях;
  • Отвлечение внимание от важной информации.

Внушение – это воздействие, воспринимаемое человеком без должного контроля сознания, что оказывает значительное влияние на его представления, мотивы и установки.

Внушение в отличие от убеждения, - аргументированное средство воздействия, педагогическое внушение проводят при сниженном уровне аргументации.

Внушаемость является нормальным свойством ВНД, характерное всем людям в разной степени. На суггестивность влияет возраст, пол, интеллект, состояние здоровья и другие факторы.

Сопутствующее внушение представляет своеобразное воздействие на психику ребенка, которое встречается в любом педагогическом акте. Такое непреднамеренное воздействие всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. В этом нет специальной целенаправленности суггестивного влияния, несмотря на ряд факторов, из которых состоит информационный процесс, воздействующий на психическое состояние человека.

Повторение – важнейший фактор привлечения внимания аудитории к информации. Повторение помогает увеличить число людей, чье внимание привлечет тот или иной факт или событие. Иными словами, повторение благодаря феномену внимания превращается в способ превращения некоторой часть потенциальной аудитории в реальную. В журналистике важно то, что она существенно влияет на процессы памяти. С целью лучшего запоминания СМИ практикует повторение одной и той же информации в различных модификациях.

Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot