Понятие асоциального поведения
Нормальное поведение - это такое поведение, которое предполагает адекватное, социально одобряемое взаимодействие с социумом. Асоциальное же поведение является отклоняющимся от нормы и связано с нарушением связанным с возрастным периодом правил, принятых в обществе в конкретное время в конкретной социокультурной среде.
Такое поведение может проявляться по-разному, но, как правило, связано оно с повышенным уровнем агрессии, излишней демонстративности, отклонении от занятий, суидицальным поведением, бродяжничеством, а также различными превенции - алкоголизм, наркомания, табакокурение, антиестественные сексуальные действия.
Стоит выделить отдельно делинкветное поведение, потому как оно являет собой повторяющиеся асоциальные поступки, которые уже формируются в определенный стереотип поведения и представляют намного большую угрозу для самого человека и общества.
Причины асоциального поведения подростков
Среди факторов, которые влияют на возникновение и развитие асоциального поведения, можно назвать:
- биологические (например, темперамент, а также травмы и заболевания, генетические и психические патологии),
- социальные ( окружение - семья, школа, друзья и т.д.), к которым также можно отнести низкую самооценку, проблемы в общении, отсутствие интереса к жизни, хобби, слабую волю и чрезмерную зависимость от окружения, неуверенность в себе, посттравматический стресс, неблагополучие семьи).
Также можно говорить о социально-экономических причинах, таких, как кризисные явления в экономике, изменения политического строя, различные эпидемии, влияние природных катаклизм и т.д.
Не меньшее значение играют и социально-педагогические причины, которые сопряжены с теми особенностями, которые возникают при взаимодействии между членами семьи, между семьей и педагогами школьного учреждения и т.д., и которые связаны с напряженной атмосферой и неблагоприятным социально-психологическим климатом.
Формирование асоциального поведения на протяжении онтогенеза
Говоря о первых нескольких годах жизни, стоит отметить тяжелый темперамент, который может быть выражен в излишней суетливости, раздраженном состоянии, фрустрации в ответ на новые события. Проблемы, которые связаны с дисциплиной и плохой саморегуляцией в раннем детстве, тем более, если эти проблемы сопряжены с повышенным уровнем стресса, нахождением в семье группы риска, которая практикует неверное воспитание, являются яркими показателями того, что ребенок в будущем, скорее всего, будет испытывать трудности в поведении и общении со сверстниками.
Говоря о дошкольном возрасте, помимо трудного темперамента мы можем включить также агрессивность, и гиперактивность, и иные проблемы в поведении.
В школьном возрасте существуют уже иные показатели асоциального поведения: это бродяжничество или частые уходы из дома, проблемы в учебе, трудности в общении со сверстниками, а также различные скрытые проблемы поведения. Драки, вандализм, воровство и жестокое отношение, в том числе, к животным, появляется в период между 8 и 12 годами. Позже, от 12 до 14 лет начинается злоупотребление наркотиками, побеги из дома, мошенничество, воровство, сексуальное насилие и прогулы в школе.
Возраст отрочества связан уже с такими вещами, как преступная деятельность, аресты и т.д. При этом понятно, что в зависимости от ситуации, в которой человек проживает, те или иные показатели асоциального поведения могут возникнуть на более ранних или более поздних ступенях онтогенеза. К совершеннолетию подростки с различными нарушениями поведения ярко проявляют признаки антисоциальности, например, употребляют наркотики, занимаются незащищенным сексом, имеют опасные привычки в вождении автомобилем, предпочитают не устраиваться на работу и иметь друзей среди преступной или около-преступной группировки.