Управление неформальной организацией
Неформальная организация - это спонтанно сформированная совокупность людей, постоянно контактирующих и взаимодействующих между собой для достижения конкретной цели.
Инструмент, с помощью которого можно управлять неформальными организациями, может быть представлен в виде некой совокупности правил, которым обязательно должен следовать руководитель организации.
Основные правила, которые нужно помнить при управлении неформальными организациями:
- Обязательно нужно признавать существование неформальной организации.
- Всегда нужно изучать те факторы, которые сильно влияют на скорость и эффективность работы конкретной неформальной организации.
- Постоянно нужно создавать и применять на практике различные способы управления группами для того, чтобы узнавать их выгоды и снижать негативное влияние.
Одной из самых больших и распространенных проблем, препятствующих качественному управлению различными группами и неформальными организациями, является изначально низкое положение их лидеров.
Стоит отметить, что неформальная организация вполне способна помочь формальной организации в процессе достижения ее целей. А уничтожение неформальной организации может привести к тому, что формальная организация тоже разрушится. Именно поэтому руководители неформальных организаций обязательно должны признавать свою организацию. Ведь только после признания существования этой организации, они смогут полноценно работать с ней.
Изучение и понимание тех факторов, которые способны воздействовать на эффективность работы неформальных организаций, является очень важным моментом.
К таким факторам обычно относят:
- размер группы;
- структура группы;
- нормы группы;
- степень сплоченности группы;
- конфликтность;
- статус участников группы.
На самом деле, организация — это специфическая, обладающая индивидуальными особенностями группа людей. Именно поэтому очень важно рассматривать все вышеперечисленные факторы.
Рассмотрим фактор, который связан с размером группы. Некоторые ученые считают, что членов группы должны быть не более пяти. Они это объясняют тем, что именно такие группы способны принимать более точные и правильные решения. Ведь в небольших группах обычно люди понимают, что их ответственность за решение той или иной задачи, проблемы, слишком велика. А в больших группах люди могут сталкиваться с некоторыми трудностями. Например, некоторые люди стесняются высказывать свое мнение окружающим. Чем больше участников в той или иной группе, тем сложнее людям в ней взаимодействовать. Ведь у каждого человека свое мнение, которые может отличаться от мнения других людей. В результате членам группы будет довольно сложно достичь согласия в тех вопросах, которые очень важны для дальнейшей деятельности группы, для выполнения ее задач и решения возникших проблем.
Следующий фактор — это структура группы. Здесь ключевым моментом является то, какие люди состоят в группе. Если в группе все люди имеют одинаковую точку зрения, то это может негативно отразиться на эффективности функционирования группы. А если в группу входят люди, которые имеют различные точки зрения на какие-то ситуации, то это, наоборот, может помочь в процессе достижения целей группы.
Третий фактор связан с групповыми нормами. Данный фактор предполагает, что все нормы, правила, которые были приняты той или иной группой, довольно сильно воздействуют на поведение человека. К тому же, нормы, установленные в той или иной группе, могут формировать или менять направление, в котором работает группа.
Четвертый фактор — это групповая сплоченность. Стоит отметить, что групповая сплоченность - это мера притяжения участников группы друг к другу и, конечно, к самой группе. Сама сплоченная группа представляет собой такую группу, участники которой не только притягиваются друг к другу, но и чувствуют, что они похожи. Конечно, сплоченная группа всегда очень хорошо работает в команде. А высокая степень сплоченности той или иной группы способна повысить эффективность самой организации. Это можно объяснить тем, что в сплоченных группах отношения между сотрудниками очень теплые. В таких группах просто нет каких-то нелепых недоразумений, атмосферы напряженности, скованности, недоверия. В таких группах люди не пытаются враждовать. Это приводит к тому, что производительность таких групп намного выше, чем у тех групп, которые не могут объединиться, подружиться.
Пятым фактором является конфликтность участников внутри группы. Как уже упоминалось, различия во мнениях у членов группы могут повысить эффективность работы той или иной группы. Но, к сожалению, различия во мнениях у участников группы могут привести еще и к тому, что возникнет конфликт. Конечно, людям нужно обмениваться своими мнениями, делиться мыслями. Но стоит помнить, что это может привести к возникновению спора или другим проявлениям конфликта. А это всегда негативно сказывается на функционировании группы.
Наконец, шестой фактор — это статус, который характерен для участников той или иной группы. Ведь участники группы, которые имеют более высокий статус, способны оказывать более сильное воздействие на процессы, происходящие в группе.
Проблемы управления неформальными организациями
Одной из самых главных проблем, возникающих в процессе управления неформальной организацией, является то, что руководство негативно относится к своей организации. Интересно, что некоторые руководители полагают, что неформальная организация — это признак не очень эффективного или плохого управления. Но формирование неформальных организаций считается обычным, естественным процессом.
Конечно, есть такие неформальные организации, которые работают непродуктивно. Они просто не могут достичь своих поставленных целей. Довольно часто по неформальным каналам организации проходят различные слухи, сплетни, которые точно не являются правдой. Это приводит к тому, что у сотрудников формируется негативное, иногда даже очень плохое и неуважительное отношение к руководству.
К тому же, в неформальных организациях очень часто люди не принимают какие-то нововведения. Они просто боятся изменений, что приводит к негативным последствиям.
Все это обычно мешает руководителям увидеть имеющиеся преимущества и выгоды неформальных организаций. Бывает такое, что сотрудники определенной организации не хотят менять свое место работы только из-за того, что на своей работе они уже установили социальные контакты, которые не хотят терять.
Когда руководители не могут сделать так, чтобы сотрудничество с неформальными организациями было эффективным, они упускают возможность узнать и воспользоваться всеми имеющимися ее преимуществами.