Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Факторы формирования ценностных ориентаций молодежи

Определение 1

Ценностные ориентации – это сложный феномен, социально-психологической природы, который характеризует направленность и содержание активности личности и определяет ориентацию человека в современном мире, придает смысл его существованию.

Ценностные ориентации молодежи характеризуют направленность личности молодых людей на те или иные элементы материальной и духовной культуры, а также разнообразные виды деятельности.

Структура ценностных ориентаций молодежи

Структура ценностных ориентаций включает в себя:

  • когнитивный элемент или комплекс знаний о базовых общественных ценностях;
  • эмоциональный элемент или переживание личностью собственного отношения к тем или иным ценностям;
  • поведенческий элемент или предрасположенность человека к действию в той или иной ситуации определенным образом. При этом стереотип поведения сформирован в сознании человека.

Ценности молодежи формируются на основании потребностей и интересов субъектов, а уже на их основе происходит развитие ценностных ориентаций, которые могут побудить к тем или иным действиям, определяющим поведение индивида.

Особенный статус молодежи при формировании ценностных ориентаций определяется тем, что в ее возрастном диапазоне происходит социальное становление молодых людей, переход от детства к юности и формирование такого феномена, как социальная ответственность.

Определение 2

Социальная ответственность – это этический принцип, заключающийся в том, что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учёт не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп, и общества в целом.

Возраст молодых людей определяет их социально-психологические черты и соответственно позволяет выделить характеристики этой группы населения. Возрастной диапазон представителей категории «молодежь» - от 14 до 30 лет. Молодежь - это социально активная часть населения, обладающая большим личностным потенциалом.

«Факторы формирования ценностных ориентаций молодежи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Молодежь отличается:

  • физиологическим взрослением;
  • завершением формирования личности;
  • вступлением на полноправной основе во многие сферы социального пространства (экономику, политику, семейные отношения).

Факторы формирования ценностных ориентаций

В социологических исследованиях существует большое количество классификаций факторов формирования ценностных ориентаций молодых людей, которые различаются в зависимости от того, какой именно критерий лежит в основе классификации.

Факторы формирования ценностных ориентаций молодежи могут быть общими, которые характерны в том числе и для всего населения, а также специфическими, определяющимися статусом современного молодого человека.

Например, общим фактором формирования ценностных ориентаций молодежи можно назвать экономическое сознание, которое формируется под влиянием экономической действительности. Способом производства в таком обществе становится типичный уровень развития производительных сил и характер производственных отношений.

Все это формирует общий фон экономической среды, которая воздействует на всех членов общества и находит отражение в их сознании, стереотипах мышления, типологии поведениях, культуре, обычаях, которые воспринимаются человеком в ходе его обучения, профессиональной деятельности и воспитания.

Тем самым общим детерминантом в ходе формирования ценностных ориентаций можно назвать комплекс экономических факторов.

Примером специфических факторов формирования ценностных ориентаций молодых людей можно назвать такие критерии, которые будут зависеть от места жительства человека, его принадлежности к той или иной социальной группе и пр.

Определение 3

Социальная группа – это объединение людей, обладающих некоторым общим значимым социальным признаком, позволяющим им принимать участие в той или иной деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами, представленными в обществе.

Дифференциация ценностных ориентаций внутри одной и той же группы молодых людей зависит от принадлежности личности к той или иной категории, которая может быть обусловлена конкретным видом деятельности, который в данный момент времени занимается молодой человек. Также этот процесс зависит от квалификации, уровня образования, получаемого дохода.

Примером критерия классификации ценностных ориентаций молодых людей можно назвать зависимость субъекта. Различают объективные факторы, на существование которых субъект не может повлиять, они не зависит от знания о них и от наших действий, и субъективные, обусловленные индивидуальными психологическими характеристиками, нравственными установками, менталитетом, а также сформировавшейся индивидуальной структурой потребностей молодого человека.

Необходимость разграничения объективных и субъективных факторов отличается тем, что само понятие ценностные ориентации содержит в себе некоторый субъективный компонент. Объективными факторами формирования ценностных ориентаций являются материальные стартовые условия, а именно место жительства, доступность медицинских учреждений, уровень инвестиций, наличие человеческого капитала.

В реальных современных условиях к числу объективных факторов формирования ценностных ориентаций можно отнести наличие молодежной безработицы и невозможность трудоустройства, высокую стоимость платных образовательных услуг, резкую социальную поляризацию молодежи.

Определение 4

Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций современной молодежи является сложным и многозначным процессом, который во многом зависит от индивидуально-личностных особенностей человека.

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot