Этнопсихологическая адаптация заинтересовала ученых в начале XX века. Серьезные научные изыскания проводились в рамках этнологии и антропологии, когда изучалась аккультурация, определяемая как культурные трансформации, возникающие в результате постоянного, непосредственного контактирования двух культурных или этнических групп. Первоначально аккультурацию рассматривали как групповой феномен, и лишь значительно позднее был введен термин «психологическая аккультурация».
С середины ХХ века психологи заинтересовались межкультурной адаптацией индивидуальных мигрантов и «визитеров», стимулом к чему послужили послевоенный бум в студенческой и трудовой миграциях, а также в массовых миграционных процессах. Тогда многочисленные исследования были посвящены проблемам адаптации к инаковой этнокультурной среде, при этом акцент делался на патологических феноменах (невротических и психосоматическиех расстройствах, отклоняющемся и преступном поведении). Успешная этнопсихологическая адаптация понималась как ощущение гармонии с окружением.
«Культурный шок»
Исследования практически не затрагивали возможных аккультурационных изменений, что отражалось в обращении к понятиям культурного шока, шока перехода, а также культурной утомляемости. Понятие «культурный шок» было введено К. Обергом, развивающем идею о сопровождаемости вхождения в новую культуру рядом неприятных чувств (потерей друзей и статусов, отверженностью, удивлением и дискомфортом при осознании межкультурных различий), смешением ценностных ориентаций и личностной самоидентичности. Симптомы «культурного шока» могут проявиться в недостатке самоуверенности, тревожности, раздражительности, бессоннице, психосоматических расстройствах, депрессии.
Чаще всего с культурным шоком ассоциируются его негативные последствия, и лишь немногими обращается внимание на его позитивные последствия хотя бы для тех, у у кого первоначальное ощущение дискомфорта привело к принятию новых ценностей, и моделей поведения, и сыграло значительную роль в их саморазвитии и личностном росте.
Выраженность «культурного шока» и длительность адаптационного периода зависят от характеристик как самих «визитеров» и мигрантов, так и черт культур, одна из которых является для них своей, а друга - чужой.
Характеристики мигрантов
Успешность этнопсихологической адаптации зависит от следующих характеристик мигрантов:
- от индивидуальных различий — демографических и личностных. Молодым, высокоинтеллектуальным и высокообразованным людям свойственна более быстрая адаптация;
- в некоторых исследованиях указывалось, что женщины труднее адаптируются, по сравнению с мужчинами. Но они относились к традиционным культурам, поэтому их адаптация находилась под влиянием более низких, чем у соотечественников-мужчин, уровней образования и профессионального опыта.
- для авторитарных личностей характерно менее эффективное овладевание новыми культурными нормами, ценностями и языком. На «приживаемость» благоприятно влияет также наличие доконтактного опыта (знакомство с языком, культурой, условиями жизни в определенной стране) и предшествующего опыта пребывания за границей.
Из характеристик взаимодействующих культур можно выделить:
- Степень их сходства или различия между ними.
- Особенности культуры, носителем которой является мигрант или «визитер».
Категории последствий межкультурного взаимодействия
С. Бокнером были выдкелены максимально общие категории последствий межкультурного взаимодействия:
- геноцид;
- ассимиляция;
- сегрегация;
- интеграция.