Хоторнский эксперимент
Хоторнский эксперимент — это совокупность социально-психологических экспериментов, которые осуществлялись группой ученых под руководством Элтона Мэйо в США.
Задачей данных экспериментов было нахождение зависимости между производительностью труда и условиями работы. Итогом экспериментов стало доказательство того, что социально-психологическая атмосфера сильно влияет на производительность, причем это влияние намного больше, чем воздействие, которое оказывают технические аспекты всего процесса производства. Помимо того, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен Хоторнский эффект.
Начался эксперимент с того, что одна компания столкнулась с тем, что из-за непонятных причин на ее заводах упала производительность труда. Все прежние эксперименты, которые там проводились, не смогли дать этому явлению нормального объяснения, но потом был приглашен Мэйо, который осуществил свой эксперимент. Сначала он хотел узнать, как влияет освещенность помещения на производительность труда. Вообще, в Хоторне эксперименты проводились с 1924 по 1936 гг. Стоит отметить, что осуществлялись они в несколько этапов.
Мэйо выделил две группы работниц:
- экспериментальная;
- контрольная.
У экспериментальной группы в цехе увеличивали освещенность, и у работниц производительность труда росла. А в контрольной группе освещенность хоть и оставалась неизменной, но производительность труда к великому удивлению экспериментаторов выросла.
Тогда социологи отменили все изменения освещенности, но производительность труда все равно продолжала увеличиваться. Это произошло и в контрольной, и в экспериментальной группе.
Такие результаты были неожиданными. Поэтому Мэйо решил продолжить эксперимент, но добавил в него еще несколько различных исследований. Теперь стали изменять не только освещенность, но и многие другие условия труда. Произошло добавление двух выходных в неделю, введение новых перерывов и многие другие изменения.
После введения таких новшеств производительность труда, конечно, увеличивалась. Но, к сожалению, из-за условий эксперимента такие нововведения были отменены. При этом производительность труда снизилась, но все равно стала на уровень больше, чем была в самом начале.
Мэйо считал, что в данном эксперименте на производительность оказывает воздействие еще какая-то переменная. Этой переменной он посчитал участие работниц в самом эксперименте. Он считал, что значимость для них всего происходящего, важность участия в таком мероприятии повлияли на производительность труда, которая стала расти. Мэйо это объяснил тем, что у людей просто проявлялось чувство социабильности. Иначе говоря, каждый хотел чувствовать себя частью группы и принадлежать к ней.
Второе толкование данного явления связано с идеей о реализации неформальных отношений внутри группы. Проявлялось внимание к нуждам работниц, их жизни, судьбе в процессе производства, что не могло не повлиять на эффективность их деятельности.
Мэйо увидел в группе не только формальную, но еще и неформальную структуру. Он считал, что неформальная структура очень важна. Тем более, что с помощью нее можно воздействовать на группу в интересах компании.
Именно результаты, которые были получены после Хоторнского эксперимента, способствовали появлению доктрины, связанной с человеческими отношениями. Позже она превратилась в официальную программу, направленную на управление. Стоит отметить, что ее преподавали как учебную дисциплину во многих школах бизнеса.
Открытия Мэйо были еще и теоретически значимы. Это выражалось в том, что его открытия были направлены на получение нового, ранее неизвестного факта. Этот факт был связан с существованием в малой социальной группе двух типов структур. А это, в свою очередь, смогло открыть широкие перспективы для дальнейших исследований.
Вообще, после Хоторнских экспериментов появилось целое направление в процессе исследования малых социальных групп. Это направление было связано с анализом двух типов групповых структур, нахождением соотношения каждой из них в системе управления целой группой.
Развитие эмпирической социологии в 1930-1950-х годах в Америке
Исследование процесса функционирования коллектива, который базируется не только на формальных, но и на неформальных отношениях между его участниками, проводилось в 1930-х годах. Это привело к резкому росту интереса к малым социальным группам на уровне их эмпирических исследований. К тому же, это способствовало созданию различных методик и методов, направленных на изучение этих групп. Особое место здесь занимала социометрия, которая очень быстро набирала популярность.
Стоит отметить, что в 1940-х годах и в последующие два десятилетия разрабатывались различные теории социальных групп.
Огромный вклад в развитие данных теорий внесли:
- Дж. Хоманс;
- Р. Бэйлз;
- Л. Фестингер;
- Т. Ньюком;
- У. Уайт.
Кроме теорий малых и больших, формальных и неформальных, первичных и вторичных групп, большое значение имели различные добровольные ассоциации, бюрократия. Можно сказать, что внимание обращалось на такие разновидности социальных групп, которые связывают их с некой социальной организацией.
В 1930-1940-х гг. быстро внедрялись методы эмпирического исследования в процесс изучения социальных и экономических процессов в различных сферах. Такими сферами были культура, труд, образование, производство, досуг, менеджмент. Данная ситуация была отражением и итогом возросшего интереса в осуществлении эмпирических исследований.
После всех событий социологи уже могли работать в войсках без каких-либо препятствий. И они сразу воспользовались данным обстоятельством. Таким образом, за все годы войны в армии Америки было проведено более 200 эмпирических исследований. А если это все сложить еще и с тем, что было сделано до и после войны в 1940-х годах, то количество социологических исследований вырастет до 400. А это весьма внушительная цифра.