Эмпирическая социология во Франции – это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор социологической информации и её последующий анализ, которые проводились на территории Франции французскими социологами.
Первые предпосылки для появления и развития такой науки, как социология, в том числе и эмпирической социологии появились в Европе, сразу в нескольких странах, но история эмпирической социологии начинается во Франции, так как именно там появилось такое понятие как "социология" и появились первые методологические направления – позитивистская социология, которое было признано во всем мире.
Во Франции были проведены первые эмпирические исследования, использованы количественные и другие методы, таким образом у французской эмпирической социологии было два истока:
- эмпирический (количественные и качественные методы;
- теоретико-методологический.
Оба истока имели значительное влияние на развитие эмпирической социологии во Франции и во всем мире.
Во Франции ещё в начале XIX века имелись некие традиции по ведению социальных исследований, которые больше были связаны не с именами социологов, а с именами известных государственных деятелей – Ж. Кольбер, П. Лаплас, Ж. Д. Аламбер. После Великой французской революции практическая направленность усиливается, начали проходить переписи населения с целью выяснить, как и где живут люди и в каких условиях.
В 1812 году во Франции собирать статистические данные могло лишь правительство, только в 1832 году был создан Центр всеобщей статистики, который мог теперь самостоятельно вести перепись населения.
Эмпирическая социология Э. Дюркгейма
Одним из первых, кто сделал попытку соединить эмпирические исследования с теорией был известный французский социолог Э. Дюркгейм, он разработал функциональный и казуальный анализы статистических данных. Э. Дюркгейм считается выдающимся исследователем еще и благодаря его личным качествам, которые сформировавшись, мотивировали всю его деятельность.
Рисунок 1. Э. Дюркгейм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дюркгейм никогда не использовал ложные данные, даже если это могло быть «во благо», он боролся за объективное исследование процессов, считал, что социолог несет ответственность перед своими согражданами.
Позитивистская социология
Основателем позитивистской социологии является Огюст Конт, он сумел обосновать необходимость проверки теории с помощью таких методов, как исторический подход, наблюдение, сравнение и эксперимент. Конт был философом и старался в противовес прежним концепциям создать новую систему знания законов и фактов и на основе этого создать науку, которая бы более объективно изучала общество. Изначально такую наука он назвал "социальной физикой", а уже после "социологией". Идеи Конта были хорошо восприняты и получили большое развитие как на родине, так и во всем мире.
Ощутимый вклад в развитие эмпирической социологии также внес известный ученый, социолог-позитивист – Ламбер Адольф Жак Кетле, за свою жизнь он выпустил более 60 трудов, Кетле активно занимался организацией статистических обществ не только во Франции, но и в Англии. Именно по инициативе Кетле был созван Первый Международный конгресс, где были прописаны чёткие правила переписи населения, также активно обсуждались теоретические и практические проблемы, с которыми сталкивались представители новой науки.
Монографический метод Ле Пле
Значительный вклад в развитие французской эмпирической социологии оказал социолог, и видный политический деятель, по образованию горный инженер, профессор Политехнической школы в Париже — Фредерик Пьер Гийом Ле Пле. Под впечатлением от революции Ле Пле пытался понять первопричину возникновения социальных революций, он решает более подробно изучить эту проблему. Информацию он собирал с помощью интервью и своих собственных наблюдений, за основу он брал отдельную семью, как ячейку общества, работая с семьями он придумал свою типологию семей и разделил все семьи на три группы: патриархальную, коренную и нестабильную.
Рисунок 2. Ле Пле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно Ле Пле любое историческое движение в обществе заключается в переходе от патриархального типа семьи к нестабильному, он говорил о том, что проще провести так называемую "реставрацию" традиций, чем создавать и участвовать в социальных революциях. с помощью своих исследований он внес большой вклад в эмпирическую социологию, разработал монографический метод наблюдения и описания на базе полного изучения семей.
Французская эмпирическая социология второй половины XX века
В 30-е гг. XX века во французской социологии появляются новые имена – Ж. Фридман, Ж. Гурвич, Л. Февр, они же были главными социологам после завершения Второй мировой войны.
Во французской академической социологии после Второй мировой войны лидировал Жорж Гурвич, который занял кафедру Дюркгейма в Сорбонне. Он разработал динамическую теорию социальных структур, соединяя эмпирические методы с диалектическими, тем самым социология Дюркгейма была значительно расширена.
Другим выдающимся французским социологом XX века принято считать Ж. Фридмана, он основал ту самую социологию труда.
Социология труда – это сфера социологии, которая изучает социальные процессы, нашедшие выражение в отношении человека к труду и его социальной активности.
Ж. Фридман в своих трудах утверждал, что труду необходимо возвратить интеллектуальную, моральную и социальную ценность, так как в любом обществе труд имеет важное значение в жизни человека. Фридман активно выступал против новых технократических мифов: культа технических инноваций, эффективности, производительности, постоянного экономического роста, но при этом есть и перспективы в виде того, что государство должно взять на себя ответственность за формирование индивида с раннего детства не только с помощью образования, но и через техническую среду и с помощью массовых коммуникаций.
Таким образом, эмпирическая социология во Франции начала развиваться еще в начале XIX века в виде традиционных исследований, её расцвет пришелся на XX век в виде концепций и направлений, открытых ведущими социологами.