Предмет экологической социологии
Экологическая социология представляет собой отрасль социологии, находящуюся на стыке общественных и естественных наук.
Зарождение экосоциологии как науки произошло в начале 20 века в Америке с целью анализа особенностей человеческих сообществ в американских городах и адаптации иммигрантов, прибывающих в страну из Европы.
На современном этапе развития общества экологическая социология является одной из основных отраслей глобалистики.
Глобалистика – это направление науки, изучающее макросоциоприродные системы.
Иными словами можно сказать, что глобалистика – это система научных исследований и разработок, направленных на определение сути глобальных проблем существования человечества в целом и каждого человека, в частности.
Помимо этого глобалистика занимается непосредственным поиском путей решения возникающих глобальных проблем в процессе развития общества.
Таким образом, являясь частью глобалистического учения, экологическая социология занимается исследованием прямых и обратных связей человека и биосферы на всех уровнях их взаимодействия. При этом экологическая социология подразумевает необходимость изучения влияния глобализации на локальную жизнь человека.
Можно говорить о том, что экосоциологическое направление занимается анализом отношений различных социальных групп и классов к окружающим их природным объектам и природной среде в целом, рассматривая при этом структуру их взаимоотношений в разрезе отношения к миру природы.
Основоположники экологической социологии
Первыми идею о необходимости выделения экологической социологии как самостоятельного направления глобалистики выдвинули такие ученые как Флориан Знанецкой, Роберт Парк, Льюис Вирт. Все они являлись представителями Чикагской школы социологии. Именно ими были введены в обиход социологии такие понятия как «маргинальный человек», «чужой» и т. д.
В отечественной социологии в этот же период времени отечественным ученым Владимиром Вернадским была выдвинута концепция «биосферы» как мощного социоприродного организма.
Изучением вопроса о существовании зависимости российской ментальности от ее природных особенностей занимались Д.С. Лихачев, Д.И. Менделеев, В.С. Соловьев, В.В. Докучаев.
Элементы экологической социологии
На современном этапе развития экологической социологии учеными выделяются следующие ее элементы:
- Экология общества, социальных систем общества, социальных институтов, существующих в данном обществе.
- Экология человечества, которая занимается изучением человечества как единую социальную общность.
- Определение системы «человек – среда», которая включает в себя разнообразные социальные институты и учреждения, а также общности людей в обществе.
- Определение понятия о субъектном (индивидуальном) и групповом восприятии окружающего мира, а также о динамике развития человека как личности и социальных общностей в целом.
- Изучение человеческого сознания, как носителя экологического сознания.
- Понятие об этногенезе.
- Определение того, что такое ноосфера и человечество, как субъект ее существования.
Понятие об экологической модернизации
Учитывая существующую глобальную конкуренцию за природные ресурсы, многие исследователи говорят о развитии процесса передела жизненного пространства и ресурсов планеты. Другими словами данный процесс можно назвать экологической модернизацией.
Системная экологическая модернизация сегодня крайне актуальна. По мнению О. Яницкого, она должна проводиться в первую очередь в следующих мерах:
- Анализ проведенных ранее социально-экологический исследований, для того, чтобы иметь возможность определить критические точки отставания тех или иных отраслей и регионов от мирового уровня.
- Отказ от идеи «столичности» науки. Для активного развития экологической социологии необходим равноправный диалог всех социальных сил, которые заинтересованы в экологизации нашей страны.
- Изучение перспективы экомодернизации на трех уровнях: природный, техногенный и виртуальный уровни.
- Изучение и структурирование необходимого правового и управленческого инструментария с целью практического применения результатов различных исследований в области социальной экологии.
- Активная трансляция итогов проводимых отечественными учеными исследований за границу.
- Привлечение финансовых и интеллектуальных ресурсов в целях пропаганды отечественных знаний за рубежом.
- Модернизация современной системы образования с помощью включения экологической социологии в список базовых научных дисциплин, а также разработка различных элективных и модульных курсов, программ поддержки различных видов общественных образовательных инициатив в регионах.
- Активное внедрение и проведение различных научных семинаров и конференций по экологической социологии с целью популяризации данного направления в науке и создание публичной площадки для дискуссии по актуальным вопросам экосоциологии, действующей на постоянной основе.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенность тех социальных феноменов, которые изучает социальная экология, определена важнейшим обстоятельством – отсутствием у человека способности к непосредственному восприятию в реальном масштабе времени изменений свойств и характеристик окружающей его природной среды. Многие критические процессы в окружающей человека среде проходят в скрытом режиме и не всегда доступны для прямого изучения.
Именно в связи с этим, выделение экологической социологии в отдельное направление является важнейшим фактором, который способствует формированию системы знаний об окружающей человека природной среде, закономерностях ее существования и развития, влиянии природной среды на человечество в целом и на отдельного человека, в частности.