Становление системы социального обеспечения до 1949 года
В советский период существования нашей страны в целом выстраивалось совершенно новое экономико-политическое пространство. Все это связано с несколькими факторами и изменениями в таких сферах, как идеология, структура управления и хозяйственной сферы, формирование совершенно новых общественных отношений, которые постепенно становились основополагающими в государственной системе. Все эти перемены не могли не затронуть социальную сферу страны, систему общественного призрения.
С 1917 года центральными органами, которые брали на себя всю ответственность за отраслевое управление, стали наркоматы. С их помощью проводилась эффективная политика, которая в первую очередь ориентировалась на упразднение существующих органов при помощи перераспределения имеющихся средств и имущества на нужды граждан в соответствии с их потребностями. К 1918 году формируются основные направления в области социальной помощи гражданам:
- Выдаются пайки семьям, которые остались без кормильца, поскольку он оказался призывником и был вынужден уйти на фронт;
- Предоставление убежища тем, кто оказался раненным или изувеченным в результате военных действий;
- Назначение пенсионных выплат тем, кто пострадал в результате военных действий, утратил свою работоспособность и обрел инвалидность;
- Курирование учебных заведений государственного призрения, контроль этих учреждений и их деятельности, обучение персонала формам помощи гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и не в состоянии самостоятельно справиться с ней.
Объем мероприятий заметно возрастал, в связи с чем усилилась потребность их финансового и материального обеспечения. Здесь важную роль сыграли действия НКГП в этом направлении. Они предприняли попытки организовать целевое перераспределение имеющихся материальных средств, организовали в некоторых регионах благотворительные лотереи, а также ввели определенные налоги, которые в дальнейшем уходили как раз на создание наиболее благоприятных условий для граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и были не в состоянии с некоторых пор самостоятельно обеспечивать себя и удовлетворять свои потребности.
Новым законодательством было установлено, что необходимо принять несколько основных видов социального обеспечения, на которые могли заявлять свои права различные категории населения. Сюда относится оказание медицинских услуг и врачебной помощи, выдача единовременных или регулярных пенсионных выплат и пособий в соответствии с некоторыми обстоятельствами (например, по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным женщинам и роженицам, многодетным семьям). В этот период постепенно получает свое развитие законодательство, которое направлено на обеспечение персональными пенсиями лиц, которые обладают особыми заслугами перед государством. Правительство обеспокоено созданием домов для инвалидов, инвалидных мастерских, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья имели шанс реабилитироваться и стать частью общества, адаптироваться к динамично меняющимся условиям.
Таким образом, проводится целенаправленная работа по созданию новых форм социального обеспечения, которые теперь выходят на новый качественный и количественный уровень. Война, к сожалению, подорвала основы социального обеспечения в нашей стране, поэтому государство было вынуждено выстраивать ее заново.
Социальная сфера в послевоенное время
В послевоенный период основная задача правительства заключалась в том, чтобы возродить некоторые сферы, которые были разрушены во время войны. В первую очередь, это социальная и экономическая сферы, которые пострадали от военных действий в большей степени. Все силы были положены на то, чтобы выстраивать новое жилье, развивать народное хозяйство, сферу медицины и образования, восстанавливать бытовую сферу, поскольку граждане нуждались в возвращении к нормальным условиям жизни.
Отсюда специалисты отмечают заметное усиление централизации управления социально-экономической сферы, создаются пятилетние планы, в которых излагаются возможности и перспективы развития народного хозяйства. Стоит отметить, что в нашей стране боялись нового вторжения врага, поэтому весь упор делался на милитаризацию, а также на развитие тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве отмечался заметный упадок, поэтому большая часть населения оказалась в категории нуждающихся, что вело к недовольству и протестам против происходящих реформ и изменений.
В связи с этим, в 1949 году начинается новый этап развития сферы соцобеспечения. Он ознаменован образованием Министерства социального обеспечения. Постепенно происходили изменения и улучшения в рамках социального положения граждан в стране. Государственным планом теперь уделялось больше внимания развитию сельского хозяйства, социальное обеспечение становится самостоятельной отраслью, которая обладает собственным законодательством, а также автономна от остальных сфер, хотя оказывает на них значительное влияние.
Принимаются некоторые законы о пособиях и пенсионных выплатах, о порядке их назначения: вводятся определенные льготы, в первую очередь касающиеся лучших работников различных сфер хозяйства и промышленности. Создается сеть специальных предприятий, где работу могут найти лица с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, труд инвалидов также начинает играть значимую роль в производстве, а самим инвалидам становится проще адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и социализироваться в обществе.