Понятие «социальное обеспечение»
Социальное обеспечение является одной из форм распределения материальных благ и ресурсов, которые начисляются человеку не за его трудовую деятельность. В социальном обеспечении, а также в социальной политике государства эти средства распределяются между нетрудоспособными гражданами общества. Финансирование производится за счет государства, а также за счет бюджетов некоторых специальных фондов. Распределение производится в особых случаях, а также с учетом тех условий, которые изначально устанавливаются в рамках социальных норм, и в соответствии с законодательством страны.
В то же время, социальное обеспечение определяют как особую систему создаваемых государством мер следующих направлений:
- Правовые меры;
- Экономические меры;
- Организационные меры.
Они направлены на то, чтобы гарантировать и обеспечивать компенсацию потерянного здоровья, потерянного места работы и, соответственно, компенсацию потерянной заработной платы, за счет которой индивид удовлетворял свои основные потребности и интересы. Заработная плата также являлась источником существования индивидов и граждан, но из-за наступивших обстоятельств, которые признаются государством социально значимыми, данные источники более не действуют в жизни гражданина.
Социальное обеспечение, как мы отметили ранее, осуществляется за счет специально отведенных на это средств. В зависимости от того, что является источником денежных средств, специалистами различается два основных вида социального обеспечения:
- Государственное социальное обеспечение граждан, которое как раз и реализуется за счет бюджетов государственного и местного уровней;
- Негосударственное социальное обеспечение граждан, осуществляемое за счет средств, предоставляемых юридическими и физическими лицами. Ими являются вкладчики в пенсионные фонды государства, из средств которых затем и осуществляется социальное обеспечение особо нуждающихся категорий населения, находящихся в зоне риска.
Этапы развития социального обеспечения в России
В нашей стране развитие социального обеспечения происходило в соответствии с несколькими этапами. В советский период некоторые пособия, а также льготы были направлены на то, чтобы частично компенсировать гражданам малую заработную плату, которая была ниже прожиточного минимума, из-за чего люди не имели возможности полноценно удовлетворять свои потребности и интересы. Также в советский период социальное обеспечение выступало в качестве одного из мотивационных стимулов к тому, чтобы граждане осуществляли свою деятельность в достаточно сложных условиях, которые связаны с риском для жизни и для здоровья.
Таким образом, советская система социального обеспечения граждан была направлена на то, чтобы разрешить наиболее серьезные задачи данной области. Среди них следующие:
- Оказание необходимой помощи нетрудоспособным лицам, которые не имеют дополнительной помощи или финансовой поддержки со стороны семьи. В эту категорию граждан также входят дети, многодетные семьи и матери-одиночки;
- Обеспечение всесторонней поддержки граждан, которые имеют особые заслуги перед обществом и государством;
- Осуществление стабильных выплат пенсий и разнообразных видов социальных пособий. Сюда относятся трудовые пенсии, пособия по безработице, льготы за работу, которая связана с рисками для жизни и здоровья человека.
В начале 90-х годов были проведены некоторые довольно значимые реформы. В них правительство заложило основы новой системы социального обеспечения граждан. Также были созданы некоторые государственные социальные и страховые внебюджетные фонды. Например, это Пенсионный Фонд России, Фонд социального страхования граждан Российской Федерации, Фонд занятости населения и несколько других, чья цель – посильная всесторонняя помощь и поддержка граждан страны, которые не имеют возможности самостоятельно осуществлять удовлетворение своих интересов и, что самое главное, потребностей жизненной необходимости (продукты питания, одежда, медикаменты).
Данные реформы, тем не менее, не затронули те базовые принципы, которые отражали специфику осуществления социального обеспечения граждан, которая существовала еще в советский период. Многие принятые нормативные акты и документы принимались накануне избирательных кампаний, поэтому больше отражали политические интересы кандидатов, чем учитывали реальные потребности граждан.
Тем не менее, в Российской Федерации социальное обеспечение стало неотъемлемой частью жизнедеятельности граждан, а также деятельности властей. Сегодня мы можем выделить несколько особо значимых направлений развития финансового социального обеспечения и, соответственно, социальное защиты граждан нашего государства.
Во-первых, это обеспечение адресной социальное помощи, что предполагает обязательное предоставление набора документов, которые подтверждают, что гражданин действительно находится в затруднительном материальном положении, и, в связи с этим, ему назначаются соответствующие виды социального обеспечения (льготы, пенсионные выплаты, субсидии, страховые выплаты).
Во-вторых, приведение расходных обязательств в соответствии с установленными доходными возможностями органов государственной власти, которые взяли на себя обязательства и ответственность за то, чтобы осуществлять финансирование социальной помощи населения.
В-третьих, следует учитывать, что социальное обеспечение должно постоянно совершенствоваться, так же, как и повышаться эффективность социальной помощи, которая предоставляется государственными органами власти и различными фондами. Повышение эффективность можно достигнуть следующим путем: повысить уровень адресности социального обеспечения и поддержки граждан, а также предоставить равные возможности в социальной поддержке именно тех граждан, которые действительно нуждаются в поддержке и не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми для жизни ресурсами и продуктами.