Методы правового регулирования социального обеспечения
Сегодня под методом правового регулирования принято понимать всю совокупность мер и способов воздействия отрасли права на некоторые отдельные виды и формы общественных отношений. В свою очередь, общественные отношения выступают его объектом, а способы воздействия предметом регулирования.
С точки зрения исследователей и специалистов, это значит, что конкретное содержание общественных отношений данного вида полностью определяет уникальность и своеобразие способов юридического воздействия на соответствующую область.
В современной науке выделяют 2 метода правового регулирования:
- Авторитарный метод регулирования – иными словами, императивный метод регулирования;
- Метод автономии – иными словами, диспозитивный метод регулирования.
Авторитарный метод регулирования социального обеспечения принято определять как способ правового регулирования, в рамках которого лицу или нескольким лицам предоставляется только один вариант поведения. Тут же стоит сделать акцент на том, что нормами права устанавливается четкий порядок формирования или прекращения правоотношений, а также их характер, содержание прав и обязанностей всех сторон, принимающих участие в этом процессе. Императивный метод широко применяется в рамках тех отраслей, которые характеризуются следующей особенностью: одна из сторон отношений является представителем государственных органов или уполномоченным государством органом.
Что касается другого метода правового регулирования данной сферы – метода автономии, то его суть заключается в том, что нормами права не обозначаются какие-либо запреты или ограничения в поведении субъектов. Но здесь есть свои пределы, в которых участники должны самостоятельно оговаривать и определять свои права и обязанности, а также взаимные ожидания друг от друга.
Метод права социального обеспечения представляет собой комплекс механизмов и приемов правового регулирования ряда общественных отношений, которые акцентируют внимание на социальном обеспечении граждан. Их специфика обусловлена распределительным характером таких социальных отношений, где одна стороны выступает как нуждающаяся, а вторая – как сторона, которая имеет право распределять блага и ресурсы для организации лучших условий жизни. Эта совокупность способов и методов также охватывает общеправовые и некоторые межотраслевые приемы по регулированию отношений между сторонами.
Специфика правового регулирования социального обеспечения в России
Говоря о специфике обеспечительных отношений и в целом социальной сферы, следует упомянуть о том, что она находит свое отражение в одном из способов правового регулирования: это сочетание централизованного регулирования и регулирования на региональном (муниципальном) уровнях. Конституция предусматривает, что Российская Федерация и ее субъекты осуществляют совместную деятельность, когда речь идет о контроле и координации вопросов в отношении здравоохранения, защиты семьи, материнства и детства. Сюда же входит вся сфера социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан.
В соответствии с предметами совместного ведения данных мер и правовой защиты создаются федеральные законы и правовые акты, сопутствующие документы, которые регламентируют методы социального обеспечения в отдельных областях и регионах. Это говорит о том, что правовое регулирование отношений в социальной сфере и в социальном обеспечении осуществляется не только общей законодательной системой, но и актами, принятыми субъектами Российской Федерации. Соответственно, граждане, которые проживают в отдельных субъектах Российской Федерации, также могут быть наделены дополнительными правами, которые реализуются уже за счет дополнительных источников соответствующего субъекта.
Еще одно звено, которое выделяют специалисты в правовом регулировании – это муниципальное регулирование отношений, складывающихся в социальной защите населения. Оно дополняет собой централизованное и региональное управление, делает их взаимосвязанными и взаимозависимыми. Здесь формирование прав и свобод, обязанностей субъектов общественных взаимоотношений осуществляется путем их закрепления на всех уровнях, которые мы анализировали чуть выше. Этот прием может стать инновационным в рамках правового регулирования, к тому же, он обусловлен конституционными разграничениями в обязанностях и компетенциях между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Что касается общих методов социального обеспечения, которые регулируются со стороны законодательных органов различных уровней власти, то здесь предусматриваются социальные выплаты, которые предназначены отдельным категориям граждан, которые являются жертвами обстоятельств и несчастных случаев, в связи с чем утратили способности к самостоятельному обеспечению себя благами. Также они не в состоянии сами удовлетворять свои потребности, поэтому вынуждены обращаться в органы государственной власти и сопутствующие учреждения за получением социальной помощи и поддержки. Все отношения между ними в обязательном порядке регулируются особыми нормами, которые должны быть соблюдены для того, чтобы взаимодействие прошло успешно, и обе стороны были удовлетворены.
В особенности это касается малограмотных людей, которые обращаются за получением помощи: нередко они не до конца осознают, какие документы им необходимы для получения услуги, а также какие обстоятельства дают им право получить ту или иную форму социального обеспечения.
Все это требует от сторон правовой грамотности, изучения всех аспектов получения услуг по социальному обеспечению. К тому же, сегодня действует большое количество специалистов, которые могут помочь любому человеку, проконсультировать его или разрешить противоречия в суде.