Источники финансирования социального обеспечения
Согласно Конституции Российской Федерации наша страна – это социальное государство, которое гарантирует каждому гражданину права и свободы, а также возможности претендовать на законное социальное обеспечение в тех случаях, которые официально предусматриваются законом. Конституция, тем не менее, не содержит в себе четких механизмов финансирования социальной сферы, а также в ней не прописаны те или иные виды социального обеспечения, о которых мы ведем речь.
Как следует из действующего в нашей стране законодательства, социальное обеспечение финансируется из дифференцированных источников. Это значит, что отсутствует ядро – единый источник денежных средств, которые были бы направлены на успешное действие и функционирование социальной и обеспечительной системы в отношении отдельных категорий граждан, которые находятся в зоне риска или за чертой бедности.
Сегодня мы можем выделить несколько основных источников финансирования данной системы социального обеспечения граждан:
- Средства, выделяемые системой обязательного социального страхования граждан. Они сосредоточены в фондах, которые направлены на содействие в конкретных видах социального страхования граждан;
- Средства, выделяемые из бюджетных средств различных уровней: это и федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и, наконец, местные бюджеты;
- Средства, которые выделяются со стороны организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это – работодатели, которые выплачивают специально отведенное число налогов за каждого из своих работников в зависимости от той системы, в которой они трудоустроены и насколько грамотно они исполняют свои обязанности в соответствии с трудовым договором;
- Средства, выделяемые за счет добровольного социального страхования граждан.
Правовые, а также финансовые основы, которые регламентируют социальное обеспечение граждан, были заложены еще в 1990-1991 годы. Именно тогда были созданы самые первые внебюджетные фонды социального страхования – Пенсионный Фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации и многие другие, которые осуществляют свою деятельность по социальному обеспечению и социальному страхованию и по сей день. Также в тот период принимались ключевые правовые акты, которые контролировали и регламентировали деятельность указанных нами выше фондов.
Риски, на которые направлено финансирование социального обеспечения
Безусловно, финансирование производится с учетом возможных происшествий, случаев и рисков, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Каждый фонд отвечает за финансирование мер страхового обеспечения тех или иных несчастных случаев, социальных рисков и происшествий, что и составляет структуру финансирования.
В качестве рисков специалистами принято выделять следующие группы и формы:
- Старость, инвалидность, потеря кормильца – данные риски предусматривают выплату средств за счет Пенсионного Фонда России. Так, эти случаи являются повсеместными, и именно за счет данных бюджетных средств они и покрывают убытки от сложившихся условий, в которых оказались граждане;
- Необходимость получить медицинскую помощь и бесплатное медицинское обслуживание – за это несут ответственность фонды обязательного медицинского страхования. Сегодня каждый гражданин обязан получить полис обязательного медицинского страхования, при предъявлении которого он имеет право получить бесплатное медицинское обслуживание во всех государственных клиниках и стационарах;
- Временная нетрудоспособность гражданина, материнство, необходимость отпуска по уходу за малолетними детьми – данные сферы финансируются за счет фонда социального страхования. В него за адресной помощью могут обратиться все граждане, которые в той или иной степени относятся к вышеуказанным категориям. Помощь оказывается в адресном порядке, то есть с собой гражданин должен иметь пакет документов, который подтверждает, что он действительно нуждается в соответствующих видах социального обеспечения и помощи.
Социальные фонды сегодня существуют в полной автономии от федеральных местных и региональных бюджетов, они предполагают сбор обязательных страховых взносов, что и определяет ответственность данных фондов за финансовой состояние некоторых отраслей современного социального страхования граждан нашей страны. Но на основании законодательных актов, а также на основании некоторых механизмов, регламентирующих финансовое обеспечение и обязательное социальное страхование в России были проведены некоторые реформы, которые и привели к заметным изменениям, в особенности в вопросе возможностей финансирования.
Так, в первую очередь принят Закон, предусматривающий обязательное социальное страхование. в нем установлены финансовые основы, которые заложены в систему обязательного страхования граждан. Так, в Законе определено, что бюджеты фондов, которые направлены на обязательное страхование утверждаются, прежде всего, федеральными законами. Они не становятся частью федерального бюджета, или же в бюджеты субъектов Российской Федерации, к местным бюджетам они также не имеют никакого отношения. Средства, которые являются частью бюджетов этих социальных фондов, не подлежат изъятию, так как не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.
В общих чертах, источниками финансирования современной системы социального обеспечения являются следующие:
- страховые взносы, а также налоги, которые выплачиваются и гражданами, и работодателями;
- дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета;
- средства из иных бюджетов, но только в отдельных случаях, которые предусматриваются законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции;
- денежные средства, которые взыскиваются со страховщиков в результате требований и за счет причиненного вреда жизни или здоровью гражданина.