Государственная система социального обеспечения
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, абсолютно каждому гражданину нашей страны гарантируется социальное обеспечение в соответствии с его возрастными особенностями, в случае выявления опасного для жизни и здоровья заболевания, в связи с инвалидностью, по потере кормильца, а также для нужд в воспитании детей или в иных случаях, которые также предусматривают законодательные органы. Любые государственные пенсии, а также назначаемые социальные пособия изначально устанавливаются именно законом.
Государство берет на себя ответственность за создание финансовой базы и социально-организационных структур, которые необходимы для эффективной реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.
В результате этой деятельности появляется особая специфическая государственная система социального обеспечения, которая включает в себя также несколько основных подсистем:
- Обязательное социальное страхование граждан, которое реализуется на бесплатной основе;
- Социальное обеспечение, которое реализуется за счет прямых ассигнований государства из общего федерального бюджета;
- Государственная социальная помощь, чьи принципы прописаны в российском законодательстве и должны осуществляться именно в соответствии с его основными правилами.
В научных кругах эти подсистемы принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения, они отличаются друг от друга не только направлениями деятельности, но также и теми средствами, за счет которых они реализуются (преимущественно, отличия заключаются в основных финансовых источниках).
Также указанные нами формы могут отличаются друг от друга объектами и субъектами социального обеспечения, видами основных социальных выплат (материальные и денежные выплаты и услуги), органами управления, которые берут на себя ответственность за осуществление данных социальных действий.
Говоря об одной из ключевых форм социального обеспечения – о социальном страховании, следует обязательно акцентировать внимание на том, что оно носит обязательный характер и распространяется на тех лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность согласно договору, то есть на наемных работников. Также сюда относятся лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица, и иные лица, круг которых определен в рамках российского законодательства. Что касается страховых случаев, то это болезни, инвалидность, старость или смерть кормильца, срочная потребность в получении медицинской помощи. Страховые случаи, как мы уже отметили, устанавливаются законодательством или договором, если мы ведем речь о государственном социальном страховании на обязательных основаниях.
Государственная социальная помощь
Государственная социальная помощь – одно из направлений, которое в последние годы играет очень важную роль во всей системе социального обеспечения Российской Федерации. Право на получение социальной помощи со стороны государства имеют малоимущие лица, которые по независящим от них причинам не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои первичные потребности и ввиду этого нуждаются в адресной помощи со стороны государства, которое берет на себя такие полномочия.
Финансирование социальной помощи производится за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации, а также за счет бюджетов ряда муниципальных образований. Такая помощь предоставляется гражданам в виде некоторых социально значимых услуг, к которым относятся такие, как:
- дополнительное медицинское обслуживание и помощь,
- путевки на санаторное или курортное лечение,
- предоставление права на получение бесплатного проезда в транспорте.
Также социальная помощь может предоставляться в виде денежных выплат (пенсионные выплаты, социальные пособия или субсидии, которые носят единовременный или многократный характер) или же в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания первой необходимости, одежда и обувь, необходимые для поддержания жизнедеятельности человеческого организма медикаменты).
Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство берет на себя и иные обязательства. Например, оно поощряет формы добровольного социального страхования, а также некоторые формы и виды дополнительного социального обеспечения, организацию благотворительных фондов, которые также оказывают посильную помощь и поддержку некоторым категориям граждан (волонтерами в них могут стать все желающие помочь).
Это значит, что защита современного населения от множества социальных рисков может финансироваться за счет нескольких источников:
- Во-первых, финансирование производится за счет государственных средств и не выходить за рамки чисто государственной системы, что позволяет правительству легче контролировать и распределять ресурсы.
- Во-вторых, финансирование производится за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения граждан товарами и услугами первой необходимости.
Таким образом, государственная система социального обеспечения по-прежнему занимает лидирующие позиции. Любое правительство любого государства заинтересовано в том, чтобы его население имело все необходимые ресурсы, товары и услуги первой необходимости, чтобы не испытывать нужду и не оказаться за чертой бедности.
Но реальность такова, что в России в данной сфере по-прежнему есть некоторые проблемы, которые в основном заключаются в противоречивом характере отношений: государство преимущественно не вдается в подробности и не слышит, что именно нужно гражданам, поэтому сами граждане так и остаются в нужде, не дожидаясь действительно важной и необходимой помощи. Происходит жесткое разделение на богатые и бедные слои населения, между которыми прослеживается заметная «пропасть», которую достаточно проблематично разрешить теми мерами социального обеспечения, которые сегодня действуют.