Благотворительность и ее истоки
Благотворительность выступает в качестве комплекса конкретных действий, которые направлены, в первую очередь, на оказание материальной помощи категории лиц, которая нуждается в этом в большей степени. Также стоит отметить, что благотворительность может быть направлена как на конкретное социальное лицо, так и на поощрение определенных организаций и социальных проектов, которые будут нести общественно значимую пользу.
Об истоках благотворительности в России следует говорить еще со времен Киевской Руси. Оно напрямую связано с принятием христианства, постепенной адаптации к новым социальным и культурным условиям, где есть место чуткому обращению с нуждающимися и теми, кому действительно важная любая помощь и поддержка, как материального, так и морального толка. Так, Киевским князем Владимиром было установлено, что духовенство должно направить свою деятельность на общественное призрение (помощь). Таким образом, согласно уставу 996 года, была определена десятина, которая уходила на содержание монастырей, больниц и церквей, где любой человек мог получить посильную на то время помощь.
В Древней Руси поиск способов, как помочь категориям нуждающихся людей, было отдельным делом. По сути, оно было исключено из обязанностей государственного дела, но при этом иные организации (церковь, больницы) брали на себя такую серьезную ответственность. С развитием общества, в средние века благотворительностью занимались братства, для которых эта деятельность могла считаться ключевой. Организовывались специальные братские приюты, в которых проживали те люди, которые не могли позаботиться о себе самостоятельно и нуждались в постоянной помощи извне.
В 1635 году первый русский царь, который относился к династии Романовых (Михаил Федорович) отдал приказ о необходимости открыть сиротские дома. При его наследнике, Алексее Михайловиче, были созданы и развивались приказы, которые в своих тезисах были очень категоричны по отношению к призрению больных, считая это делом первой необходимости.
Императорская эпоха и благотворительность
С развитием общества и Российского государства развивались и идеи по помощи больным, инвалидам, детям, которые остались без родителей, и другим категориям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе и своей стабильности. В середине 18 века Екатерина Великая отдала приказ об общественном призрении, где в уже полной мере были изложены следующие аспекты:
- Устройство специальных больниц;
- Содержание медицинских учреждений;
- Устройство и содержание богаделен;
- Устройство и содержание сиротских домой для детей, которые остались без заботы и попечения со стороны родителей;
- Устройство и последующее содержание работных домой, а также домов, в которые размещались люди с различными душевными и психическими отклонениями.
Традиции благотворительности были продолжены женой Павла Первого – Марией Федоровной. В 1796 году она стала руководить Воспитательным обществом благородных девиц. Чуть позже его признали самой крупной филантропической организацией, которая действовала на территории дореволюционной России. Ключевые направления данной организации – забота о детях, посильная помощь в их развитии и воспитании. Также была ведена серьезная деятельность по помощи инвалидам, вдовам, а также престарелым лицам, которые утратили возможность самостоятельного ухода за самими собой.
При Александре Первом широкое распространение получила благотворительность в сфере образования. Она была направлена на всеобщее народное просвещение, поскольку большинство населения было безграмотным, и перед государством стояла необходимость дать людям хотя бы элементарные основы грамоты и знаний в некоторых особо значимых научных областях жизни. Его жена, Елизавета Алексеевна, также создала общество Имперского честолюбия и Женское патриотическое общество. Их цель – привить людям любовь к своему государству, патриотизм, уважение, причем как у мужчин, так и у женщины, и для этого для отдельных представителей пола выбирались свои методы.
В период царствования Александра Второго, Александра Третьего и последнего русского императора – Николая Второго, сложился так называемый «золотой период» в организации и ведении благотворительности и милосердия в стране. Именно в данный период складывается особая система попечительства. Среди представителей дома Романовых, которые в тот период обладали властью и могли распоряжаться их в пользу развития и продвижения благотворительного дела, были следующие:
- Императрицы Мария Александровна и Александра Федоровна (супруги императоров);
- Мария Федоровна (мать Николая Второго);
- Великие княгини Елизавета Федоровна и Александра Петровна, которых впоследствии канонизировали. Сейчас это святая преподобномученица Елисавета и святая инокиня Анастасия Киевская.
Стоит отметить, что многие члены многочисленного рода Романовых занимались благотворительностью, строили учреждения и приюты для бедных, богадельни, и все это за счет собственных средств. Также они активно покровительствовали заведениям милосердия. По сути, это было не только благое дело, но и еще своего рода «терапия»: каждый человек ощущал свою причастность, сотворение доброго дела. А в связи с тем, что в то время очень большую роль играл религиозных фактор, то благотворительность и помощь немощным – это был способ очистить свою душу от грехов и проложить путь в Царство небесное.
Таким образом, с середины 18 века в Российской Империи было открыто большое количество организаций, чья деятельность была направлена на оказание помощи материально неблагополучным гражданам, а также тем, кто по каким-либо причинам не может самостоятельно позаботиться о самих себе. Помимо этого, очень популярным становится проявление благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, собиранию обширных библиотек, создание галерей.