Понятие базовой ценности
Базовые ценности личности – это убеждения человека в значимости (важности) лично для него некоторого объекта, явления или состояния в качестве цели жизнедеятельности для широкого круга ситуаций.
Понятие «ценность», и в том числе базовые ценности человека являются объектов исследования психологической науки. Например, американский исследователь Стивен Рейс выделил 16 основных ценностей человека. Среди них такие, как:
- Авторитет (власть) – потребность оказывать влияние на других людей или на целые группы лиц;
- Независимость – потребность полагаться только на себя и на свои собственные способности, не попадать под влияние других людей и их мнение;
- Любопытство – потребность и возможность в образовании, получении новых знаний, умений и навыков, которые затем можно свободно использовать в обыденной жизни;
- Одобрение со стороны окружения – потребность и желание быть принятым в кругах других людей;
- Личное пространство – потребность в организации своего личного места, пространства, а также в наведении своего порядка вокруг себя;
- Создание запасов – потребность в создании накоплений, как финансовых, так и иных материальных, причем не только для себя, но и своего окружения (в первую очередь для семьи);
- Честь – потребность быть верным своему государству, семье, предкам;
- Идеализм – потребность в социальной справедливости, в том, чтобы каждый человек находился на своем месте и получал то, что заслуживает;
- Социальный контакт – потребность в общении, в постоянной компании друзей, а также потребность в ощущении нужности;
- Семья – потребность в связи с предками, а также в воспроизводстве следующих поколений, потребность и желание растить своих детей, передавать им опыт и знания;
- Статус – потребность иметь высокое положение в обществе, поддержку со стороны других людей, признание авторитета;
- Победа – потребность быть победителем, лучшим в соперничестве, владение властными полномочиями в определенной сфере;
- Любовь – важная ценность, желание быть любимым и любить в ответ;
- Еда – потребность в потреблении пищи для воспроизводства энергии;
- Физическая активность – желание чувствовать физическую нагрузку, ценность в ощущении свободы;
- Покой – потребность в эмоциональном спокойствии, «разгрузке».
В психологии принято определять, что формирование базовых ценностей исходит из тех целей и задач, которые встают перед обществом и перед человеком в определенный период времени. Именно от того, в какую эпоху живет человек, зависит то, какие ценности будут являться основными, базовыми, а какие отойдут на второй план и станут второстепенными.
Виды базовых ценностей в социологии
Социологические исследования показали, что у общества сформированы следующие базовые ценности:
- Изобилие – наличие всех необходимых средств для того, чтобы правильно питаться, одеваться, иметь свое собственное жилье, возможность обеспечивать свою семью. В основном эта категория – производственно-потребительская, и отражает материальный (финансовый) уровень развития общества;
- Свобода – возможность поступать в соответствии со своей волей и желанием, при этом не нарушая предписанные нормы и правила в обществе, но удовлетворять свои потребности;
- Справедливость и равенство – в основном эти две ценности регламентируют процессы распределения материальных и духовных благ, то есть относятся в большей степени к сфере потребления;
- Добро – определяет взаимоотношения в обществе между его членами. Это также относится к умению отделять «добро» от «зла», а также оказывать помощь и поддержку ближнему.
Также к базовым потребностям относится красота, истина, судьба.