Ключевые направления американской социологии
По мнению многих отечественных и зарубежных социологов, начиная с 20-х годов 20 века центром мировой социологической мысли стали Соединенные Штаты Америки. Решающее значение в развитии социологии в США сыграли некоторые факторы, ключевые из которых:
- Ускоренная институционализация американской социологии и, соответственно, социологической мысли;
- Большой объем конкретных социологических исследований, а также эмпирических социологических исследований, которые нуждались в систематизации.
Оба эти фактора обусловлены также рядом обстоятельств, которые включают в себя мелкие, частные причины. Таким образом, мы сталкиваемся с целой иерархией факторов, которая позволяет характеризовать американскую социологию. Но, вероятно, еще одной причиной, по которой произошел резкий скачок развития теоретической и практической части американской социологии стала общая эволюция достаточно молодого американского общества и государства.
Развитие американской социологии было связано также с влиянием западноевропейской социологической мысли, и объясняется это следующим. Во-первых, многие основатели американской социологии получили свое образование именно в Европе и иммигрировали оттуда в Соединенные Штаты Америки. К таким исследователям следует отнести Р. Парка, У. Томаса, М. Мида, Ф. Знанецкого и П. Сорокина.
Во-вторых, следует помнить о серьезном влиянии со стороны психоаналитического направления, которое сыграло большую роль в развитии американской социологической мысли. Например, лекция З. Фрейда, которую он посвятил анализу происхождения и последующего развития теорий о психологическом детерминизме, сыграла важную роль в становлении других авторов, которые по праву считаются последователями З. Фрейда и продолжателями фрейдизма.
История американской социологии
Авторы сходятся во мнении о том, что условно историю американской социологии можно разделить на три последовательных этапа.
Первый этап – это этап институционализации, который начался в 90-е годы 19 века и продолжался до начала 20-х годов 20 века. По сути, это этап экстенсивного развития американской социологии. Авторы находились в поиске актуальных тем и формировали свои теоретические позиции, которые были достаточно неустойчивы.
В это время в Чикагском университете был открыт первый в мире факультет социологии. На нем работали самые известные и крупнейшие американские социологи того времени – А. Смолл, Р. Парк, Дж. Мид. Чуть позже, в 1906 году было организовано Американское социологическое общество, которое в дальнейшем было преобразовано в Американскую социологическую ассоциацию.
Второй этап развития американской социологической мысли напрямую связан с выходом в 1918 году труда У. Томаса и Ф. Знанецкого. Этот этап принято также называть эмпирическим. Почти два десятилетия прикладная социология была во главе всех исследований, а ученые безоговорочно доверяли ей и опирались на ее принципы в своих исследованиях. Именно в этот период также открываются исследовательские центры, факультеты социологии в рамках высших учебных заведений. Отметим бурный рост числа эмпирических исследований, которые в целом были лишены теоретического смысла, поскольку упор шел именно на полученные данные, а не на их обоснование.
Третий этап (с начала 50-х годов 20 века) – связан с формированием и активным распространением структурно-функционального направления. В этот период авторы начинают углубляться в структуру событий и социальных явлений, переходят с уровня макросоциологии на уровень микросоциологии, изучают очень узкие области человеческой жизни. Отсюда и появление большого количества новых направлений – социальной экономики, социальной психологии, социологии семьи, социологии труда.
Особую роль в развитии американской социологии играли эксперименты, одним из которых был Хоторнский эксперимент. Благодаря ему исследователями была разработана доктрина «человеческих отношений».
В рамках этой доктрины были сформулированы некоторые принципы, которые достаточно актуальны по сей день, и не только в рамках американской социологии:
- Человек – существо, которое ориентируется на окружающих людей. Общественное мнение оказывает на него существенное влияние, человек полностью включен в контекст группового взаимодействия;
- Образованная ранее жесткая иерархия и, как следствие, бюрократическая организация становятся полностью противоестественны природе человека. Он стремится к свободе, свободному взаимодействию с другими членами общества, поэтому отрицает условности и ограничения. Во главу угла становится гуманизм;
- Для того, чтобы повысить производительность труда, необходимо прежде всего ориентироваться на удовлетворение потребностей самого человека. Это значит, что важно организовать благоприятные условия для деятельности человека, и учитывать его потребности и интересы даже во время его работы не на себя, а на некую организацию;
- Индивидуальное материальное вознаграждение должно быть подкреплено весомыми моральными стимулами. Это значит, что любой труд должен достойно вознаграждаться, каждый человек должен получить в соответствии со своими заслугами. Это будет мотивировать его или наоборот побуждать к тому, чтобы отказываться от совершения определенной работы, поскольку он будет осознавать отсутствие возможностей удовлетворять свои собственные потребности и интересы.
Таким образом, в рамках американской социологии на каждом этапе ее развития появлялись совершенно новые концепции и теории, которые в дальнейшем распространялись далеко за пределы Соединенных Штатов Америки. Это привело к тому, что американская школа была признана чуть ли не самой прогрессивной и «опережающей свое время», а американские социология стали олицетворением классической социологии во всем мире. Отметим имена таких исследователей, как А. Смолл, У. Самнер, П. Сорокин, Ф. Знанецкий.