Албион Вудбери Смолл (род. 11.5.1854 ‒ ум. 24.3.1926) - американский социолог, социальный психолог, педагог. Основатель Чикагской школы и урбанистической социологии.
Смолл занимал пост декана первого в мире социологического факультета, созданного в Чикагском университете. Помимо того, Смолла заслуженно называют одним из создателей научной социологии. Уже в 1894 г. он стал (вместе с Дж. Винсентом) соавтором первого учебника по социологии, а годом позже - основал «American Journal of Sociology» («Американский социологический журнал»).
Урбанистическая социология
В основе теоретических воззрений Смолла лежали социальный дарвинизм и социологический позитивизм. Урбанистическая социология рассматривает город как объект исследования социальных интеракций (взаимодействий).
По мнению Смолла, основное назначение социологии (и особенно социологии города) – практическое. Исследования социологов должны иметь своей целью и результатом создание т.н. «социальной технологии», в соответствии с которой муниципальные и федеральные власти могли бы разрабатывать и принимать меры по постепенному совершенствованию социальной жизни и социальных институтов.
С другой стороны, А. Смолл призывал к всемерному взаимодействию всех существующих социальных наук, их синтезу.
Интерес как единица социального анализа
Базовым сырьевым материалом социального процесса в представлениях урбанистической социологии Чикагской школы выступает деятельность группы. Эта деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, неизбежный конфликт которых придает динамику социальному процессу.
Таким образом, интерес (или социальный интерес) представляет собой элементарную единицу всякого социологического анализа. В системе таких элементарных интересов выделяются шесть специфических групп, или «классов интересов», ориентированных на:
- состояние здоровья,
- материальное благополучие,
- коммуникацию,
- обретение информации и знания,
- эстетические идеалы,
- справедливость.
Чикагская социологическая школа
Ближайшими сподвижниками Смолла в процессе становления и развития Чикагской школы социологии были Дж. Винсент, Ч. Хендерсон и У. Томас. Социально-философской базой развития представлений данного направления выступал либерализм. Представители Чикагской школы во главе с ее создателем А. Смоллом выдвинули в качестве основной своей задачи научное обоснование практических решений, принимаемых городскими властями. В центре их внимания – проблемы, связанные с социальными аспектами все более интенсивных процессов урбанизации, а также с формированием общественного мнения городского населения.
Главные объекты исследования чикагской школы:
- медиа как средства формирования общественного мнения;
- экономические факторы городской жизни (динамика цен, крупные торговые предприятия и пр.);
- проживание в городских отелях;
- тюремно-исправительная система, ее состояние в Чикаго;
- проблема суицида в городе;
- нервно-психические заболевания как городская проблема;
- «группы риска» - бандитские группировки, городская беднота, бродяги, нетрадиционные религиозные секты и пр.
К особым заслугам возглавляемой Албионом Смоллом Чикагской школы следует отнести институализацию американской академической социологии, а также научную проработку решений городских властей.
В то же время стоит отметить ограниченность интересов представителей Чикагской школы урбанистическими проблемами и не всегда оправданное стремление поставить социальные взаимодействия городских акторов в центр всей социальной действительности.