Особенность социальной работы с безработными гражданами заключается в том, что это крайне неоднородная группа людей, а значит социальному работнику необходимо учитывать особенности каждого субъекта при взаимодействии с ними.
Согласно статье 3 закона Российской Федерации, безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска рабочего места и готовые приступить к работе.
Особенности социальной работы с безработными гражданами
Безработные, как отдельная социальная группа, обладает рядом специфических характеристик, которые нужно учитывать при оказании им социальной помощи или поддержки.
В отличие от множества других нуждающихся социальных групп безработные граждане в первую очередь ожидают от социального работника помощи в процессе трудоустройства или оказания социально-психологической поддержки.
Потеря работы, смена профессиональной ниши или долгое отсутствие трудовой деятельности так или иначе сказываются не только на жизни человека, но и его эмоционально-психологическом состоянии. В первую очередь происходят изменения в самооценке, самоощущении, самовосприятии и стиле поведения. Специалисты связывают данный феномен с большой значимостью социальных связей во вторичных группах (отношения с коллегами, подчиненными, руководителями и так далее) для мужчин и женщин. Кроме того, в случае потери работы данный факт часто воспринимается человеком как потеря или снижение своего статуса.
Потеря и последующий длительный поиск работы может стать для человека тяжелым кризисным моментом, приводящим к чувству угнетенности, усталости, тревоги, разочарования, отчаяния, агрессии. Более того, в некоторых случаях длительное пребывание в таком состоянии может привести к развитию депрессии, и тогда человеку необходима дополнительная помощь или поддержка со стороны как семьи и близких, так и социального работника.
Современные технологии социальной работы с безработными
В настоящее время система социального обеспечения нуждающихся граждан активно использует доказавший свою эффективность технологический подход к работе. Технология социальной работы с безработными представляет собой совокупность приемов, методов и воздействий, используемых специалистами социальных и медицинских служб, служб занятости населения, сервисных и правозащитных некоммерческих общественных организаций (НКО), кадровых служб и иных социально-ориентированных организаций, учреждений и предприятий или их структурных подразделений для обеспечению адресного, индивидуального подхода к организации процесса социального сопровождения при трудоустройстве лиц, оказавшихся в ситуации безработицы.
Касательно социальной работы с безработными гражданами в частности используются такие технологии, как:
- Профориентация. Так как основной запрос для помощи у безработных людей связан именно с поиском нового места работы или сменой профессиональной деятельности, в обязанности социального работника входит проведение мер по профориентации: анализ профессионального потенциала клиента, изучение его навыков и умений, способностей, интересов, трудового стажа.
- Социальная диагностика. Диагностика позволяет работнику социальной службы выявить перечень основных сложностей и проблем, с которыми столкнулся безработный клиент, оценить его материальное, жилищное и эмоциональное состояние.
- Консультирование. Увольнение, сокращение и просто длительный поиск работы могут быть крайне травмирующим опытом для человека. В связи с этим социальный работник часто оказывает психологическую поддержку безработным клиентам в формате индивидуальных консультаций. Это позволяет им не терять мотивации, восстановить самооценку и уверенность в себе, снять стресс.
- Социальная коррекция. В некоторых случаях клиенту требуется социальная коррекция: после диагностики социальный работник проводит работу над протестными реакциями человека, работает с его страхом собеседований, отрицания, неадекватными агрессивными реакциями, а также помогает переориентировать его на поиск работы.
- Социальное обеспечение. Безработные граждане имеют право на получение пособий по безработице. Роль социального работника в данном случае - донести до безработного клиента информации о возможности получать ежемесячные выплаты в качестве поддержки от государства на период поиска нового рабочего места, а также помощь в оформлении документов и их подачи в соответствующие органы.
- Социальная реабилитация. Чаще всего данный вид социальной помощи требуется хроническим безработным, так как у них в большей степени нарушается адаптация, им свойственно изменение поведенческий паттернов и эмоционально-личностных характеристик. Более того, хронические безработные имеют другой социальный статус, нежели другие безработные.
- Социальное прогнозирование. Социальное прогнозирование по больше части ориентировано не на работу непосредственно с безработными клиентами, а на прогноз уровня безработицы, а значит количества лиц, которым потенциальна будет необходима социальной помощь и поддержка. Это позволяет спланировать работу социальных работников, подготовиться к сложным ситуациям, кризисам, застоям, а также при необходимости скорректировать свою работу.
Следует отметить, что все вышеперечисленные технологии социальной работы направлены на стимулирование субъекта к самостоятельному изменению своей жизни, на использование собственных внутренних ресурсов, а значит – на повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Технологический подход довольно целостен, гибок и индивидуален, он позволяет учитывать интересы, ценности, потребности и возможности каждого отдельно субъекта, использовать их в работе, активизируя внутренние ресурсы личности.