Сложно не заметить, что последние несколько десятков лет государство держит курс на защиту целостности и поддержку семьи как социальной ячейки - основы и будущего общества. На фоне выбранной государственной политики особенно ярко видна проблем детской безнадзорности и беспризорности - крайних проявлений семейного неблагополучия. Однако, часто причиной этих явлений становится не только безразличие родителей, но и их смерть, недееспособность, пропажа, лишение их родительских прав по тем или иным причинам и так далее.
Следовательно, в интересах государства проводить профилактические и восстанавливающие мероприятия по снижению уровня безнадзорности и беспризорности в стране. В этих целях были разработаны различные программы по помощи детям-сиротам их поддержки и восстановлению процесса социализации.
Так, например, законодательство Российской Федерации предусматривает различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Семейные формы устройства детей:
- усыновление или удочерение;
- опека или попечительство.
Государственно-общественные формы устройства детей:
- приемная семья или семейный детский дом;
- замещающая семья;
- патронатная семья.
Государственные формы устройства детей:
- дом ребенка;
- детский дом;
- школа-интернат;
- приют;
- центры временного содержания детей.
При этом семейный тип устройства детей считается приоритетным, так как он позволяет ребенку получить положительный опыт семейной жизни и социализации. Рассмотрим две его формы, усыновление и опеку (попечительство) подробнее.
Опека и попечительство как формы устройства детей-сирот
Усыновление (или удочерение) – это юридическая регистрация родства между ребенком и человеком или супружеской парой, не имеющих с ним кровных связей.
Опека и попечительство – это формы устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Важным отличием опеки и попечительства от усыновления (или удочерения) является наличие в первом случае родственных связей любого вида между ребенком и опекуном. Таким образом, опекуном может стать бабушка или дедушка, тетя или дядя ребенка.
Институт опеки и попечительства реализует роль охраны личных и имущественных прав, законных интересов детей, еще не способных в силу своего возраста самостоятельно реализовывать свои права и обязанности. Таким образом, опекуны, как законные представители ребенка, владеют правом совершать все юридически значимые действия от их лица, учитывая, что они не идут вразрез с интересами подопечного, либо содействовать в реализации их прав и исполнении обязанностей.
Основным нормативно-правовым документом социального обслуживания детей-сирот в нашей стране является Конституция Российской Федерации. Помимо этого, данную сферу регламентируют Гражданский Кодекс, Жилищный Кодекс и Семейный Кодекс. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и, в частности, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливают основы работы системы опеки и попечительства. Немалый юридический вес имеют и указы Президента России «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества».
Учреждения института опеки и попечительства
Институт опеки и попечительства имеют свою сложную структуру, созданную специально для обеспечения наиболее безопасных и комфортных условий для жизни и развития детей-сирот. В данную систему входит широкое множество различных учреждений и организаций. К основным можно отнести следующие:
- Дом ребенка. В дома ребенка зачисляются дети младше трехлетнего возраста, оставшиеся без опекунов. Основное предназначение данного учреждения - воспитание и оказание медицинской помощи сиротам, а также детям, нуждающимся в психологической и физической коррекции. При этом дети в доме ребенка находятся на полном государственном обеспечении.
- Детский дом. Является государственным воспитательно-образовательным учреждением, обеспечивающим содержание, развитие, образование и воспитание детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет. Его основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. В детский дом зачисляют детей из домов ребенка, социальных приютов, социально-реабилитационных центров, от населения, частных лиц (родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
- Школа-интернат. Подобно дому ребенка школа-интернат является государственным учреждением, ориентированным на содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот, однако, воспитанники должны быть школьного возраста.
- Приют. Приют, государственный или созданный общественной организацией, призван обеспечить временное нахождение в нем ребенка, оказать психолого-педагогическую помощь, восстановить процесс социализации ребенка и определить дальнейшее его жизнеустройство.
- Центр временного содержания. Данное учреждение ориентировано на оказание экстренной (психолого-педагогической, социальной) помощи ребенку, например, в случаях острого конфликта между ним и родителем, изъятии его из семьи и так далее. Такие центры организовываются органами социальной защиты населения и общественными организациями.
Как можно заметить, представленные выше организации института опеки и попечительства имеют различные функции и направленность, что связано с широким кругом потребностей детей-сирот как уязвимой социальной группы: им требуется не только жилищная или социально-психологическая помощь, но и, зачастую, экономическая, правовая, медицинская, педагогическая и так далее.