Всем известно, что человек является существом социальным. Но, к сожалению, не все люди умеют вести себя в социуме, отсюда и происходит нужда в контроле и определённом ограничении. Так как, мы давно уже не живём в эпоху античности либо же средневековья, то возможность физически и телесных повреждений отпадает сама собой. Так мы можем прийти к тому, что наилучшим регулятором общественных отношений в наши дни является право.
Обеспечение правовых норм социальной политики зачастую происходит посредством закона и осуществляется исполнительной властью на разных её уровнях.
Основные права и свободы граждане могут найти в главном законе страны – Конституции. Как правило, в большинстве Конституций развитых стран мира гражданам страны гарантируют следующее:
- Достойная жизнь и свобода развития каждого человека
- Равенство возможностей каждого человека
- Защита национальных меньшинств государства
- Забота о здоровье граждан и охране труда
- Поддержка семьи и материнства, пожилых людей инвалидов
Социальная безопасность — это ряд мер направленных на защиту граждан в социальной сфере, развитие социальных отношений и социальной иерархии (структуры) общества, жизнеобеспечивающих систем и вхождение индивида в общество.
Рисунок 1. Субъекты политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Субъекты политики
Субъекты социальной политики – это, прежде всего, государство и его институты. Так же субъектами могут быть общественные организации, профсоюзы, протесты (т. е. люди которые их устраивают).
Но, стоит отметить, что многие люди часто неправильно понимают слово свобода и говорят, что государство их в чем-то ограничивает и поэтому оно плохое. На самом деле стоит понимать, что свобода в плане вседозволенность приведет к хаосу анархии и неразберихе, а вот свобода в том значение, в котором ее зачастую и употребляют это уже совсем другое дело. Так как свобода в любом цивилизованном государстве, это не только права, но и обязанности.
Социальное право – это собрание нормативно-правовых документов, в таких отраслях права, как трудовое право, право социального обеспечения, социальная помощь, образование и т. д.
При помощи социального права мы можем определить, кто же именно подпадает под социальную защиту. Плюс ко всему социальное право гарантирует гражданам не нарушение их социальных прав и свобод.
Обеспечением социальных прав занимаются социальные институты. В их обязанности входит реализация и защита всех тех прав и свобод, которые прописаны в Конституции.
Для решения тех или иных проблем, которые могут возникнуть в процессе реализации прав и свобод государство использует определённые ресурсы. Все эти ресурсы условно можно разделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и нформационные.
На доступность этих ресурсов так же, как и на функционирование системы в целом имеет определённое влияние внешние факторы. Вот самые основные из них:
- экономические, юридические и правовые договоры страны, которые были ею заключены
- социально-политическая ситуация в мире
- экономическая ситуация в мире.
- экономическая и социально-политическая ситуация в странах ближнего зарубежья
- общее настроение граждан и их удовлетворенность деятельностью органов государственной власти
- реакцияя общественно-политических организаций на ситуацию в стране
- местные особенности межнациональных отношений в стране
Формы и типы социальной политики
Не менее важным является вопрос о формах социальной политики или о том каким конкретно образом можно классифицировать социальную политику того или иного государства. Критериями типологии выступают следующие факторы: место социальной политики среди национальных приоритетов, степень участия государства в обеспечении социальных нужд, тип системы социального страхования и его «доля» в расходах бюджетной системы на социальные цели.
Так, в зависимости от типа социального страхования и его соотношения с системами государственной социальной помощи выделяют 4 вида социальной политики - континентальную, англосаксонскую, средиземноморскую, скандинавскую.
Континентальная либо же Германская модель отличается высоким уровнем перераспределения ВВП через бюджет государство, а также высокой системой социального партнёрства и участием работодателей в фонде социального страхования.
Для англосаксонской модели характерным является низкий уровнем перераспределения ВВП через государственный бюджет. Но не смотря на это тут имеется наличием обширного негосударственного сектора, а также высокий удельный вес частных компаний, которые осуществляют социальные услуги и добровольные виды социального страхования.
Средиземноморская модель социальной политики характеризуется отсутствием определённой системы в социальной политике. Тут преобладает принцип адресности, то есть социальная помощь выплачивается здесь и сейчас, по факту.
В скандинавской модели мы опять же можем наблюдать высокий уровень социального страхования, а также высокий уровень перераспределения средств через бюджет средств через бюджет. Все это в суме дает нам определённую модель вертикальной социальной политики.
Также выделяют социальную политику государства в зависимости от типов социального страхования. В этой типологии выделяют три основных модели:
- Модель Бисмарка
- Модель Бевериджа
- Советская модель
Ядром модели Бисмарка является обязательное социальное страхование. Целью этой модели есть не что иное, как сохранение утраченного дохода в связи с утратой возможности к труду. Страховая нагрузка делиться тут между работником и работодателем на паритетных началах, а размер социальных выплат и пенсий зависит от выработки и страхового стажа.
Основной же целью модели Бевериджа является обеспечение прожиточного минимума. В этой модели сочетаются минимальный уровень социальной защиты от государства с добровольно-принудительным профессиональным страхованием работника. Проще говоря, модель Бевериджа подразумевает под собой перераспределение средств от более богатых к более бедным, путем налогообложения первых. Таким образом, социальная политика государства охватывает всё общество, но при этом ставит себе за цель борьбу с нищетой в этом обществе.
Советская модель построена на том, что страховые взносы отсутствуют априори, а страхование осуществляется только за счет государства и работодателя. То есть тут мы можем наблюдать определённый принцип патернализма, в основе которого лежит принцип ответственности государства за своих граждан.
Также существует классификация социальной политики по типу пенсионной системы. Тут всё довольно просто, так как все делиться на две большие группы распределительные и накопительные.
Распределительная система довольна проста. Её основной принцип работы это выплата пенсий из поступлений за определённый период. Но, не смотря на всю простоту, у этой модели есть два больших минуса. Первый заключается в том, что данная пенсионная система эффективна только при небольшой демографической нагрузке. А второй минус это то, что при относительной простоте этой системы в ней отсутствуют гарантии выплат.
Накопительная система более сложна в управлении, но за эту сложность вы получаете гарантии выплат. То есть на первом этапе человек платит определенный взнос, а потом когда приходит время, он получает свою отдачу от накоплений.
Некоторыми авторами выделяется так называемая корпоративная модель, которая базируется на ответственности корпорации за материальное обеспечение своих работников, в том числе в старости. В качестве финансовой основы выступают средства предприятий, для чего необходимо создание собственных негосударственных страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов.