Теория социального совершенствования
Социальная политика государства - система, играющая важнейшую роль во внутренней политике страны, решающая основные ее проблемы, касающиеся как социальной сферы, так и непосредственно экономической, развитием политической и общественной жизни страны. Также она является показательным индикатором общественного настроения, отражает насущные проблемы и потребности всех соц. слоев, находится в непрерывной тенденции изменения и постоянного развития.
На развитие социальной политики оказывают давление целый ряд факторов, включая экономические, общественные, религиозные и любые другие факторы давления со стороны субъекта, непосредственно связанного с моделью социальной жизни в государстве.
Таким образом, социальная политика не является продуктом государственной системы, а составляет концепцию, выведенную и ограниченную самим обществом путем осознанного выбора.
Развитие важнейших сфер социальной политики характеризуется первоочередно целями социальной программы, обозначенной государством.
Обеспечение необходимых аспектов подразумевает реализацию обеспечения стабильного жизненного уровня жизни и недопущения широкомасштабной бедности, снижения уровня безработицы, финансового обеспечения безработных и бездомных, стабилизации уровней доходов населения разных социальных слоев путем применения антиинфляционных мер с периодической индексацией финансовых поступлений, развития отрасли социальной сферы в целом (обеспечение обще-социальных систем - образования, здравоохранения, ЖКХ, культура и искусство).
К основным субъектам управления и гос. регулирования в сфере социальной политики можно отнести:
- систему социального страхования населения;
- систему пенсионных гарантий и ее обеспечение;
- систему выплат пособий, соц. льгот и компенсаций;
- систему социального обеспечения нуждающихся граждан, включая все пожилое население, инвалидов, детей сирот, безработных и т.д.
Осуществление государственной социальной программы реализуется программно-целевыми методами, которые рассматривают меры первостепенного ориентирования экономической сферы на социальную, в том числе меры повышения качества медицинского обслуживания и улучшения общих показателей здоровья граждан, включающие развитие и формирование стандартизации системы здравоохранения, разработку новых форм и принципов социальной реабилитации.
Анализ направления социального развития
На сегодняшний день существуют различные классификации типов и моделей социальной политики по разным показателям, однако, большинство принципов социальных положений и целей государственного аппарата, а также его роль в социальной жизни вытекают из общей степени реализации социальной политики, ее институтов, социальных групп, отдельных граждан.
Таким образом, развитие социальной политики характеризуется:
- понятием особенностей социологии и рассмотрением ее как органа муниципальной власти;
- изучением путей и проблем развития на всех уровнях общественной жизни;
- государственной ролью в управлении и регулировании отдельных участков социальной политики;
- взаимоотношениями разных социальных групп и социальных прослоек;
- политикой распределения социальных благ;
- объективным рассмотрением всех сфер социальной жизни во всей многоплановости и сложности структуры.
На практике реализация развития социальной политики осуществляется конкретными государственными или общественными социальными программами, направленными на изменение лишь некоторых аспектов в области социального обеспечения.
К примеру, социальной программой Российской Федерации, выдвинутая правительством характеризуется приоритетными для страны сферами:
- выплата социальных доходов и льгот нуждающимся;
- поддержка малообеспеченных и многодетных семей;
- реализация мер стимулирования рождаемости;
- поддержка института семьи;
- развитие систем социальной защищенности населения;
- выплата социальной страховой поддержки;
- обеспечение услуг учреждений социальной сферы;
- внедрение льгот для особо нуждающихся.
Приоритеты социальной направленности государства в данном случае оправданы исследованием социально-демографического вопроса бедности в России, который характеризуется рисками и глубиной бедности особенно дифференцированных групп граждан. Наиболее высокий риск оказаться за чертой бедности у семей, имеющих хотя бы одного ребенка (вероятность 80%). При этом среди семей пенсионеров, инвалидов такой риск не столь значителен.
Очевидный напрашивающийся вывод, который следует исходя из данной тенденции внутри страны: действия государственной социальной поддержки для семей, имеющим хоть одного ребенка - должны быть приоритетной и основной статьей в системе социальных расходов РФ.
Система качественного развития социальной политики ЕС
Система социальной политики Европейского союза - система сложного и развитого общественного обеспечения путем самого общества и непосредственно государственной системы.
Сегодня социальная политика ЕС является координатором и индикатором высокого обеспечения населения различными благами на всех уровнях, вне зависимости от факторов личностных, общественных, либо возможностей региональной власти осуществить намеченную программу.
В целом, для западно-европейских государств характерны скепсисы по поводу возможностей Европейского союза самостоятельно реализовать и сформировать новую структуру социальной обеспеченности. Ряд вопросов социальной политики регулируются общими институтами ЕС в системе сложной межгосударственной экономической политики, а вопрос общего соц. обеспечения на таком уровне пока не реализуем.
Тем не менее, повышение авторитета стран Европейского союза является следствием непосредственной активной и действенной деятельности социальной и отчасти политико-экономической структуры европейской системы.
Основная тяжесть в решении государственных социальных вопросов осуществляется самими странами - участницами. От Европейского союза зависит организация направления для регулирования общих социальных вопросов и формирования более развитой социальной системы. Таким образом, единая социальная политика ЕС была сформирована учредительными договорами в 1970 года, с того момента ее функционирование регулярно изменяется в соответствии с последними актуальными запросами населения.
Маастрихтский договор является субъектом и элементом усиления данного направления всеобщей интеграции экономико-социальных сфер в единое пространство, которое подразумевает объединение и умеренное стандартизирование качества разных соц. спектров: охраны трудовой деятельности, профессионального образования, защиты детей и молодежи, равенства прав и свобод между мужским и женским населением и т.д.
Однако в процессе формирования единой социальной политики для стран Союза выстраиваются различные условия и факторы, которые вытекают прежде всего из интересов отдельных стран участниц. По этой причине в Маастрихтском договоре оговорено, что положения о правах и интересах граждан и о реализации их свобод передвижения должны приниматься единогласно в союзе, что является еще одним уверенным шагом стран Союза к формированию единого межгосударственного пространства.
В целом, систему развития социальной политики Европейского союза нельзя рассматривать вдали от политико-экономических факторов, потому как социальная жизнь стран подразумевает высокоразвитую (относительно других государств Европы) социальную программу, чье развитие характеризуется рядом изменений, затрагивающих объективно основную систему государственного управления экономико-общественных отношений.