Переход к экономике рыночного типа от административной управляемой экономики сопровождается в Российской Федерации резким снижением жизнеобеспечения населения, что ставит на первый план вопросы урегулирования социальной политики. Первостепенной задачей является обеспечение социальной поддержкой и защитой тех классов населения, которые оказались в наиболее сложной жизненной ситуации в силу некоторых обстоятельств.
Реализация социальной политики
С целью минимизации необдуманного заимствования достижений запада в сфере социальной политики, который не обеспечивает их оптимальной интеграцией в единую систему регулирования социально-экономических процессов на уровне государства. Данная сфера не должна реализоваться и рассматриваться в отдельности от налоговой системы.
Основным условием эффективной реализации социальной политики является достаточность финансовых государственных ресурсов и обеспечение соответственных финансовых возможностей для реализации программ социальной политики другими экономическими агентами.
Только при изучении налоговой системы как основного инструмента для реализации экономической и социальной политики возможна разработка таких подходов, как реформирование системы налогов, благодаря чему можно избежать нестабильности ее работы в будущем.
Наибольший интерес вызывают мероприятия косвенного и прямого вмешательства в рыночный процесс перераспределения доходов. Основным инструментом государственного регулирования являются трансфертные платежи, которые обеспечивают нуждающимся лицам материальные выплаты. Изучению взаимосвязи данного направления социальной политики с системой обязательных налоговых отчислений в экономике уделяется первостепенное внимание.
Основными задачами исследования налоговой системы, как основного инструмента социальной политики, являются научное обоснование принципов взаимосвязи социального обеспечения (основного элемента социальной политики) с источниками его финансирования. Также сюда можно отнести разработку основного инструментария для обоюдного согласования решений в сфере социальной защиты граждан, которые принимаются на уровне государства, а также структуры обязательных налоговых платежей в экономике страны.
Для достижения основных целей налоговой системы поставлены следующие задачи:
- проведение анализа опыта построения структуры социального обеспечения, который был реализован в развитых государствах со смешанным типом экономики, а также разработка на данной основе направлений эффективного развития налоговой системы в Российской Федерации;
- определение взаимосвязи между существующими моделями социальной политики и механизмами для ее финансирования;
- разработка специальных подходов к количественному оцениванию влияния уровня обязательных отчислений в государственный бюджет на уровень социальной защищенности граждан;
- разработка рекомендаций, которые направлены на усовершенствование налоговой и социальной политики Российской Федерации на основе принципов их взаимного согласования.
Роль налоговой системы в социальной политике государства
Налоговая система – это основной инструмент не только экономической, но и социальной политики, которая осуществляется в различных странах со смешанным типом экономики.
Между социальной и налоговой политикой существует очень тесная взаимосвязь. Если социальное обеспечение и защита являются основными функциями современного государства, то налоговая система является основой формирования доходов государственного бюджета.
Соотношение между доходами за счет косвенных и прямых налогов оказывает ощутимое воздействие на методы формирования системы социальной политики, поэтому оно служит базой для формирования классификации системы налогообложения.
Изучение особенностей налоговой системы в различных странах, которые применяют разные модели финансирования социальной политики, позволило составить следующую классификацию:
- Британская модель. Система налогообложения в странах с данной моделью социальной политики характеризуется поступлениями бюджет за счет косвенных и прямых налогов до 50 процентов. Большие поступления от подоходного налога сочетается с незначительными взносами в фонды социального страхования. Это связано с тем, что основная часть социальный выплат имеет «не страховой» характер либо же система страхования активно субсидируется государственной политикой. Чтобы обеспечить высокий уровень поступлений в бюджет государства необходимо повысить роль корпоративного налогообложения.
- Франко-германская модель. В государствах с данной моделью социальной политики страховые взносы доминируют в системе обязательных отчислений. Для таких государств характерен значительный удельный вес косвенных налогов и незначительная часть подоходного налога. С ростом значения социального страхования осуществляется переориентация системы налогообложения на косвенные налоги.
- Североевропейская модель. Для государств с этой моделью социальной политики характерно доминирование подоходного налога с физических лиц в структуре общих доходов госбюджета по сравнению с низкой долей НДС. Поскольку в рамках североевропейской модели основные социальные расходы осуществляются за счет бюджета центрального управления, а социальное страхование не получило должного распространения, то основным звеном отчислений становятся обязательные налоги. Социальные отчисления в данном случае играют роль дополнительных средств при формировании основных средств, что направлены на реализацию социальной политики.
Рисунок 1. Налоги социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Консервативная модель социальной политики
В Российской Федерации наиболее реальной моделью социальной политики является консервативная. Она может сочетаться с британской моделью по структуре источников социальных расходов, но только при условии высокого объема государственных субсидий в системе страхования.
Консервативная модель социальной политики позволит снизить взаимосвязь между дифференциацией общественных доходов, величиной некоторых элементов первичных доходов и структурой налоговой системы государства. Несмотря на множество ограничений, данная модель социальной политики реализовала возложенные на нее задачи. Она может не только связать характеристики налоговых государственных мероприятий с уровнем дифференциации доходов российский граждан, но и выявить оптимальную систему налогообложения, которая будет соответствовать проводимой политики.
Модель позволяет использовать различные исходные показатели отличия доходов и может применяться к различному кругу налогов. Изначально она ориентирована на конкретные показатели, которые публикуются отечественными органами, благодаря чему повышается ее практическая ценность.
Взаимосвязь между социальной и налоговой политикой необходимо учитывать в процессе проведения реформирования системы социальной защиты. Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации применяются широкомасштабные реформы, которые затрагивают все аспекты вмешательства государства в социально-экономическую сферу, данный нюанс должен быть учтен в обязательном порядке. Только комплексное изучение государственных элементов урегулирования социально-экономических процессов может гарантировать формирование эффективного рыночного преобразования в Российской Федерации.