В плане социальной адаптации и реабилитации дети-инвалиды являются одной из самых сложных в работе социальных групп. Таким детям необходима не только медицинская поддержка, но и социальная, психологическая, педагогическая и правовая.
Особый статус ребенка, его повышенные потребности, уникальность проблем, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, делают данную проблему проблемой не только самой семьи, но общества в целом. Именно поэтому государство и институты социального обеспечения и помощи должны уделять особое внимание данной теме, создавать и реализовывать специальные программы по поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Важность и необходимость социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями закреплена в различных правовых документах: как международных (например, ООН), так и региональных. К таким документам относят, например, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Федеральные законы «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и так далее.
Основные потребности семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ
Для предоставления социальной помощи и поддержки семье с ребенком-инвалидом нужно, в первую очередь, определить круг ее потребностей, а также меру их удовлетворения.
Помимо медицинской помощи таким семьям может потребоваться:
- Социальная поддержка (в виде пособий, льгот и т.д.).
- Психологическая поддержка (как самому ребенку, так и его родителям).
- Педагогическая поддержка.
- Юридическая поддержка (для информирования о собственных правах, а также возможностях их реализации).
Основные направления социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ
Социальная работа является системным, междисциплинарным, прикладным направлением государственной помощи нуждающимся гражданам. В связи с этим выделяют ряд основных направлений социальной работы:
- Социальный диагноз.
- Социальная терапия.
- Социальная реабилитация.
- Социальная профилактика.
- Социальный контроль.
- Социальное страхование.
- Социальное обслуживание.
- Социальное посредничество.
- Социальное сопровождение.
Это неполный список возможных форм социальной помощи уязвимым социальным группам, он может дополняться, изменяться и расширяться в зависимости от принятых и развиваемых государственных программ. При этом все эти направления представляют собой социальную работу с семьей, воспитывающей ребенка инвалида как целую систему, выступая ее структурными элементами.
Социальный диагноз предполагает анализ мотивов и причин поведения личности или социальной группы, их состояний, а на основе полученных данных - выбор стратегии дальнейшей работы с ними.
Социальная терапия включает в себя использование психологических и психотерапевтических методов работы с отдельной личностью или семьей. Как правило, для этого социальный работник должен обладать специальными профессиональными навыками.
Социальная реабилитация понимается как комплекс мер, включая медицинские, социальные, психологические, педагогические и правовые, чьей целью является восстановление основных социальных функций личности или социальной группы, внедрение их в социальную жизнь общества, восстановление их ролей.
Другим аспектом работы можно считать социальную профилактику, то есть систему мер по охране здоровья, обеспечения условий для участия инвалидов, их семей и групп в жизни общества, реализации ими социальных ролей.
Социальный контроль представляет собой надзор за соблюдением прав личности, особенно в сфере социального обеспечения, защиты и помощи. Как правило, данную функцию выполняют государственные общественные организации.
Социальное страхование, используя систему взносов в страховые фонды, помогает гражданам возместить ущерб в случае столкновения с неблагоприятными ситуациями, а также оказать определенный уровень поддержки в случаях, предусмотренным страховым договором.
Довольно часто на практике социальными работниками реализуется такой метод поддержки семей с детьми с ОВЗ, как социальное сопровождение.
Социальное сопровождение — это вид деятельности по оказанию поддержки гражданам, нуждающимся в медицинской, социальной, психологической, правовой или любой другой помощи путем взаимодействия социального работника с организациями, предоставляющими такую помощь.
Другой формой взаимодействия социального работника и семьи считается оказание социальных услуг, оказываемые организациями социального обслуживания.
Социальная услуга — это ряд мер по социальному обслуживанию в виде оказания постоянной, периодической или разовой помощи гражданину с целью улучшения условий его жизни, расширения его возможностей, мотивации самостоятельно обеспечивать свои потребности.
Социальное посредничество предполагает содействие достижению согласия между социальным объектом и субъектом с целью решения социальных проблем и оказания необходимой помощи. Таким образом, социальный работник становится связующим звеном между семьей, ребенком и организациями, способными оказать юридическую, психологическую, социальную, медицинскую и другую помощь.
Важно, чтобы работа социального работника заключалась не только в оказании поддержки самому ребенку, но и семье в целом. Рродители, как и сами дети, должны принять ответственность за то, что происходит в их жизни, необходимо, чтобы они осознавали свои возможности, вели более активную социальную жизнь, не замыкаясь в бесперспективности дальнейшей жизни.