Социально-правовое консультирование – это предоставление специалистом юридической информации лицу с целью разрешения его социальной проблемы либо посредничество специалиста при реализации отношений между лицом и другим субъектом, когда посредничество связано с использованием специальных знаний в сфере юриспруденции.
Технологии социально-правовой помощи
Элементы оказания социально-правовой помощи встречаются практически во всех технологиях социальной работы. Но если рассматривать непосредственное оказание социально-правовой помощи, выделяются социальное консультирование, социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж.
Социальное консультирование – это основная форма социально-правовой помощи. В контексте оказания правовой помощи социальное консультирование имеет особое значение.
Социальное консультирование представляет собой работу специалиста с людьми, нуждающимися в правовой и информации для того, чтобы ориентироваться в сложной ситуации.
Социальная диспансеризация, патронаж, сопровождение применяются при практической и макросоциальной работе с категориями риска и маргинальными личностями и группами. Комплексная деятельность предусматривает постановку граждан на учет в специальных службах, периодическое посещение их по месту жительства, социальную помощь, в том числе и правовое консультирование. Социальный работник может стать инициатором усовершенствования законодательно-правовой базы в сфере социальной работы. Консультант при проведении консультирования может выступать в роли посредника, помогая клиенту связаться с органами власти, службами и учреждениями для решения его проблем.
Так, в случае правового консультирования молодежи выделяются особые направления правовой помощи. Технология социально-правовой помощи молодежи направлена на то, чтобы научить их решать свои проблемы, помочь в самопознании, научить адекватному восприятию окружающей среды, научить конструктивному взаимодействию с обществом.
Социально-правовое консультирование - это подвид социального консультирования.
Законодательство РФ определяет следующие виды бесплатной юридической помощи:
- правовое консультирование в письменной и устной форме;
- составление документов правового характера: жалоб, заявлений, ходатайств;
- представление интересов гражданина в государственных и муниципальных органах, судах в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.
Бесплатная юридическая помощь может оказываться и в других видах, не запрещенных законодательством. Тем самым законодатель открывает возможности для органов государственного управления, уполномоченных в области социальной защиты граждан, и для частных организаций.
Таким образом, социально-правовая помощь – это один из видов социальной помощи и одновременно разновидность юридической помощи гражданам. И основным видом социально-правовой помощи является социально-правовое консультирование.
Система оказания социально-правовой помощи включает предоставление социально-правовых услуг, установленных в ФЗ №442.
Консультирование как метод социальной помощи
В практике социальной работы широко используются следующие виды консультирования:
- Общее консультирование, осуществляемое специалистами социальной работы.
- Обучающее консультирование специалистов социальных служб работниками вышестоящих учреждений.
- Специальное консультирование, осуществляемое специалистами социальных служб.
- Договорное консультирование по организационным, профессиональным, экономическим вопросам.
Консультация – это взаимодействие между двумя или более людьми, в процессе которого специальная информация и знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении его проблем, при подготовке социальных программ и прогнозов.
Консультирование по своей форме бывает групповым и индивидуальным. По содержанию различают программное и конкретное консультирование. В социальной работе используются все формы и виды консультирования.
Конкретное консультирование осуществляется в том случае, когда речь идет о узкоспециальном вопросе, проблеме индивида, семьи или группы. Как правило, при этом не только происходит передача дополнительной информации, но и осуществляется поддержка клиента.
Программное консультирование – это двусторонний процесс решения проблем, в процессе которого консультант помогает организации или учреждению объективно проанализировать свою деятельность и повысить качество социальных услуг. Акцент в данном случае делается не на личностной проблеме, а на путях осуществления мероприятий социальными учреждениями.
Нередко используется сочетание конкретного и программного консультирования.
Результат консультирования зависит от степени взаимопонимания между консультируемым и специалистом. Для этого важно, чтобы позиция консультанта не противоречила точке зрения клиента. Специалист должен показать клиенту, что ожидаемые от него действия будут способствовать удовлетворению интересов и потребностей клиента. Одной из важнейших задач специалиста является вызвать положительное отношение клиента.
Проведение консультации осуществляется при обязательном соблюдении основных принципов: целеустремленности, целесообразности, методической грамотности и компетентности, ненавязчивости и добровольности. Консультация должна иметь определенную цель и решать определенную задачу. Консультируемый вправе в любой момент отказаться от помощи специалиста.
Процесс консультирования происходит в несколько этапов:
- Выявление причин, которые привели к обращению за консультацией.
- Оценка, анализ, диагностика проблемы.
- Определение целей консультации, формулировка проблемы.
- Разработка плана действий.
- Осуществление соответствующих действий.
- Оценка результата.
Технология социального консультирования близка технологии посреднической деятельности.