Девиантное поведение как феномен
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.
Выделяют различные виды девиантного поведения, свойственных молодым людям, в их числе:
- бродяжничество (уход из дома);
- злоупотребление психоактивными веществами (пав): алкоголь, табак, наркотики;
- суицидальное поведение;
- проституция;
- сексуальные девиации;
- осознанное совершение преступлений корыстной или агрессивной ориентации.
Факторы развития девиантного поведения
В связи с выделенными выше основными видами отклоняющегося поведения отмечают следующие факторы, способствующие их развитию:
- экономически-социальный;
- психолого-педагогический;
- психофизиологический;
- биологический.
Экономически-социальный фактор включает в себя общий уровень социально-экономической стабильности в стране и местности, экономическое неравенство, уровень бедности и безработицы.
Под психолого-педагогическим фактором подразумевается тип воспитания в семье, окружение подростка, давление сверстников и референтных групп, а также влияние школьных институтов.
Психофизиологический фактор связан с такими явлениями как акселерация и инфантилизм, то есть ускоренное и замедленное физиологическое, психологическое и половое развитие.
Биологический фактор основан на росте психических заболеваний среди молодежи, ухудшением физического здоровья.
Профилактика девиантного поведения в условиях малого города
Проведенные исследования в сфере структуры преступности молодежи в малых городах показали их отличие от структуры в крупных городах. Девиантное поведение подростков в маленьких городах отличается меньшим количеством убийств и изнасилованием, но большим количеством проявления хулиганства. Социологи связывают этот феномен с проблемой подростковой алкоголизации, распространенной в небольших городах, а также наркомании, токсикомании, высокого уровня безработицы и низкого уровня жизни.
Данная проблема требует не только решения в виде реабилитации и применения санкций по отношению к подростку, прибегающему к девиантному поведению, но и введение профилактических мер для предотвращения роста уровня отклоняющегося поведения молодежи в будущем.
Под профилактикой девиантного поведения понимают комплекс мер, направленных на различные уровни социальной организации по преодолению данного поведения, ориентированных на предупреждение и ликвидацию тех факторов, которые способствовали развитию социального отклонения.
В связи с этим выделяют несколько подходов к профилактике девиантного поведения:
- информационный;
- социально-профилактический;
- социально-педагогический;
- применение санкций.
Информационный подход основан на предположении о том, что девиантное поведение подростков и детей спровоцировано незнанием или неусвоением социальных норм. Следовательно, для профилактики данного поведения требуется информирование молодежи о требованиях, предъявляемых к ним обществом, о социальных нормах, стандартах поведения. Реализуется это посредством СМИ (телевидение, журналы, газеты, информационные интернет-ресурсы), через кинематограф, театральное искусство, художественную литературу, другие произведения культуры, через систему социального обучения с целью формирования осознанности подростка, повышения его образованности и чувства долга, привития ему морально-нравственных качеств.
Социально-профилактический подход ставит своей целью поиск, ликвидацию и нейтрализацию факторов, вызывающих рост девиантного поведения. Реализуется он посредством выполнения государством, обществом, отдельным учреждением или лицом социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий.
Социально-педагогический подход занимается восстановлением и коррекцией качеств личности подростка с девиантным поведением. Ключевое место занимают нравственные и волевые качества личности.
Применение санкций как подход в профилактике девиантного поведения показал себя лишь отчасти эффективным, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.
Для наиболее эффективной профилактики девиантного поведения среди подростков и молодых людей следует руководствоваться следующими требованиями к профилактической деятельности:
- сочетание государственных и общественных сил в борьбе с асоциальным поведением;
- комплексный подход: влияние на личность подростка, окружающую ее среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
- специализация информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
- распределение обязанностей по профилактике среди всех участников профилактической деятельности;
- определение сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи;
- применение санкций в случае необходимости.
В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.
Итак, для профилактики девиантного поведения среди молодежи, особенно в условиях малого города, могут проводиться различные досуговые мероприятия, позволяющие занять время молодых людей, приобщая их к культуре, спорту, социально полезным занятиям, позволяя обучиться новым навыкам. Например, организовываются спортивные фестивали, городские конкурсы, выставки, олимпиады с поощрительными призами, тренинги, открываются дополнительные кружки и образовательные программы. При этом важно учитывать увлечения и интересы ребенка.
Помимо этого, не менее важную роль играет и пропаганда здорового образа жизни и социально полезной деятельности. В школах и специальных учебных заведениях устраиваются субботники, организовываются конкурсы, классные часы, праздники, посвященные заботе об окружающей среде, помощи пожилым, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям.