Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная профилактика девиантного поведения подростков в условиях малого города

Девиантное поведение как феномен

Определение 1

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Выделяют различные виды девиантного поведения, свойственных молодым людям, в их числе:

  • бродяжничество (уход из дома);
  • злоупотребление психоактивными веществами (пав): алкоголь, табак, наркотики;
  • суицидальное поведение;
  • проституция;
  • сексуальные девиации;
  • осознанное совершение преступлений корыстной или агрессивной ориентации.

Факторы развития девиантного поведения

В связи с выделенными выше основными видами отклоняющегося поведения отмечают следующие факторы, способствующие их развитию:

  • экономически-социальный;
  • психолого-педагогический;
  • психофизиологический;
  • биологический.

Экономически-социальный фактор включает в себя общий уровень социально-экономической стабильности в стране и местности, экономическое неравенство, уровень бедности и безработицы.

Под психолого-педагогическим фактором подразумевается тип воспитания в семье, окружение подростка, давление сверстников и референтных групп, а также влияние школьных институтов.

Психофизиологический фактор связан с такими явлениями как акселерация и инфантилизм, то есть ускоренное и замедленное физиологическое, психологическое и половое развитие.

Биологический фактор основан на росте психических заболеваний среди молодежи, ухудшением физического здоровья.

Профилактика девиантного поведения в условиях малого города

Проведенные исследования в сфере структуры преступности молодежи в малых городах показали их отличие от структуры в крупных городах. Девиантное поведение подростков в маленьких городах отличается меньшим количеством убийств и изнасилованием, но большим количеством проявления хулиганства. Социологи связывают этот феномен с проблемой подростковой алкоголизации, распространенной в небольших городах, а также наркомании, токсикомании, высокого уровня безработицы и низкого уровня жизни.

«Социальная профилактика девиантного поведения подростков в условиях малого города» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данная проблема требует не только решения в виде реабилитации и применения санкций по отношению к подростку, прибегающему к девиантному поведению, но и введение профилактических мер для предотвращения роста уровня отклоняющегося поведения молодежи в будущем.

Под профилактикой девиантного поведения понимают комплекс мер, направленных на различные уровни социальной организации по преодолению данного поведения, ориентированных на предупреждение и ликвидацию тех факторов, которые способствовали развитию социального отклонения.

В связи с этим выделяют несколько подходов к профилактике девиантного поведения:

  • информационный;
  • социально-профилактический;
  • социально-педагогический;
  • применение санкций.

Информационный подход основан на предположении о том, что девиантное поведение подростков и детей спровоцировано незнанием или неусвоением социальных норм. Следовательно, для профилактики данного поведения требуется информирование молодежи о требованиях, предъявляемых к ним обществом, о социальных нормах, стандартах поведения. Реализуется это посредством СМИ (телевидение, журналы, газеты, информационные интернет-ресурсы), через кинематограф, театральное искусство, художественную литературу, другие произведения культуры, через систему социального обучения с целью формирования осознанности подростка, повышения его образованности и чувства долга, привития ему морально-нравственных качеств.

Социально-профилактический подход ставит своей целью поиск, ликвидацию и нейтрализацию факторов, вызывающих рост девиантного поведения. Реализуется он посредством выполнения государством, обществом, отдельным учреждением или лицом социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий.

Социально-педагогический подход занимается восстановлением и коррекцией качеств личности подростка с девиантным поведением. Ключевое место занимают нравственные и волевые качества личности.

Применение санкций как подход в профилактике девиантного поведения показал себя лишь отчасти эффективным, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.

Для наиболее эффективной профилактики девиантного поведения среди подростков и молодых людей следует руководствоваться следующими требованиями к профилактической деятельности:

  • сочетание государственных и общественных сил в борьбе с асоциальным поведением;
  • комплексный подход: влияние на личность подростка, окружающую ее среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
  • специализация информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
  • распределение обязанностей по профилактике среди всех участников профилактической деятельности;
  • определение сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи;
  • применение санкций в случае необходимости.

В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Итак, для профилактики девиантного поведения среди молодежи, особенно в условиях малого города, могут проводиться различные досуговые мероприятия, позволяющие занять время молодых людей, приобщая их к культуре, спорту, социально полезным занятиям, позволяя обучиться новым навыкам. Например, организовываются спортивные фестивали, городские конкурсы, выставки, олимпиады с поощрительными призами, тренинги, открываются дополнительные кружки и образовательные программы. При этом важно учитывать увлечения и интересы ребенка.

Помимо этого, не менее важную роль играет и пропаганда здорового образа жизни и социально полезной деятельности. В школах и специальных учебных заведениях устраиваются субботники, организовываются конкурсы, классные часы, праздники, посвященные заботе об окружающей среде, помощи пожилым, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям.

Дата последнего обновления статьи: 11.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot