Социальные службы оказывают комплексную помощь и поддержку широкому кругу граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. К таким лицам относят:
- дети из группы риска;
- молодежь;
- пожилые люди;
- инвалиды;
- малообеспеченные граждане и семьи;
- безработные;
- военнослужащие (в том числе бывшие);
- лица без определенного места жительства;
- различные категории семей;
- осужденные;
- мигранты;
- лица, зависимые от различных психоактивных веществ (наркотики, алкоголь).
По мере многолетнего развития социальной работы в России сложилось несколько ее направлений:
- Социально-ориентированная.
- Комплексная.
- Психолого-ориентированная.
В основе психосоциальной работы с населением лежит психолого-ориентированный подход. Соответственно, он основывается на различных психологических теориях и течениях: психоаналитической психологии, когнитивно-поведенческой, экзистенциальной, гуманистической и так далее.
Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.
Как и во всех направлениях социальной работы в основе психосоциального подхода лежит теория. Однако, невозможна эффективная работа без ее постоянного совершенствования и использования на практике.
Психосоциальная работа как направление социальной поддержки населения
Психосоциальная работа как часть социальной работы предполагает оказание первичной психологической помощи, поддержки и содействия лицам в трудной жизненной ситуации в целях эффективной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.
В связи с этим выделяют следующие функции психосоциальной работы с населением:
- социализирующая;
- просветительская;
- профилактическая;
- информационная;
- диагностическая;
- консультационная;
- посредническая;
- терапевтическая.
Касательно объекта психосоциальной работы, им могут быть дети, подростки с девиантным поведением, пожилые люди, инвалиды, люди без определенного места жительства, семьи (неполные, многодетные), безработные, лица, ранее осужденные, призывники, служащие или уволенные из армии, эмигранты, мигранты, репатрианты, жертвы техногенных катастроф и т. д.
Психосоциальная работа с гражданами может быть проведена в индивидуальном, групповом и массовом форматах. К первому относятся такие виды деятельности, как: консультирование, диагностика, посредническая деятельность при решении конфликтов, профилактика, ко второму - тренинг. Массовая работа рассчитана на работу с населением в целом, чаще всего - в формате пропаганды здоровой и качественной жизни, профилактики социальных отклонений и информирования о помощи, доступной различным уязвимым группам граждан.
Содержание психосоциальной работы, используемые инструменты, ее длительность зависят от категории граждан, с которыми проводятся мероприятия, и от поставленных целей и задач. Для решения типовых проблем и работы с определенными категориями населения разрабатываются психосоциальные программы и технологии помощи.
Теоретическая база и инструменты психосоциальной работы с населением
В основе психосоциальной работы лежат достижения психологических теорий, которые и диктуют основные подходы в работе, а методы данных теорий заимствуются и адаптируются к задачам работы с населением. К основным из них относят:
- Психодинамический подход.
- Когнитивно-поведенческий подход.
- Гуманистический подход.
- Экзистенциальный подход.
- Психосоциальный подход.
- Трансактный анализ.
Психодинамический подход основан на идеях и взглядах З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, Э. Эриксона, А. Адлера и других авторов. Отличительной чертой данного направления является взгляд на личность как на активный субъект взаимоотношений и изменения обстоятельств. С данной точки зрения каждый человек способен самостоятельно влиять на решение своих проблем. Этот взгляд легко прослеживается в методах социальной поддержки населения, где одной из основных задач является - обучить субъекта или социальную группу самостоятельно справляться со своими проблемами, искать ресурсы, помощь и поддержку.
Когнитивно-поведенческий подход. Когнитивно-бихевиористская теория связана с выявлением и преодолением поведенческих проблем, что может быть особенно важно и полезно при работе с личностями, склонными к девиантному поведению. Для социальных работников значительный интерес представляют уже существующие системы тренингов и общие принципы развития позитивных навыков.
Гуманистический подход, основанный на теории А. Маслоу, опирается на понятие самоактуализации, под которым понимается наиболее полное раскрытие индивидуальных способностей и реализация потенциала каждого отдельного человека. В процессе поиска себя и последующей самореализации решаются как личностные, так и социальные проблемы: переориентация на личностный рост, осознание реальности и принятие ответственности за свои поступки, решения и выборы.
Экзистенциальный подход (В. Франкл) делает упор на естественное стремление человека обрести смысл жизни и, соответственно, работает с последствиями страдания от экзистенциальных пустоты и ужаса. Это особенно важно при работе с лицами в кризисных ситуациях, так как смысл жизни и его обретение играет большую роль в преодолении жизненных ситуаций.
Психосоциальный подход рассматривает способы личности взаимодействовать с окружающим миром. Психосоциальный подход к клиенту позволяет оптимистически рассматривать возможности человека, высоко оценивать его потенциал, способность к росту и развитию при условии наличия соответствующих условий, ресурсов и помощи.
Трансактный анализ Э. Берна акцентирует внимание на позитивном влиянии межличностных отношений между людьми для психического здоровья личности. Такой подход к целебному влиянию социальных контактов может дать социальному работнику ключ к решению многих проблем его клиентов. Он должен уметь распознавать те психологические приемы и неосознаваемые паттерны поведения, которые склонны использовать клиенты, различать и понимать, как закрепленные в детстве сценарии жизни могут влиять на их жизнь и управлять их судьбой.
Если рассматривать технологии психосоциальной работы, то к основным из них можно отнести различные виды тренингов (например, коммуникативных навыков, уверенного или ассертивного поведения), деловые игры, а также другие игротерапевтические методы коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, а также те, в ходе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание различных социальных ролей и эмоциональных состояний.