Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психосоциальная работа с различными группами населения

Социальные службы оказывают комплексную помощь и поддержку широкому кругу граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. К таким лицам относят:

  • дети из группы риска;
  • молодежь;
  • пожилые люди;
  • инвалиды;
  • малообеспеченные граждане и семьи;
  • безработные;
  • военнослужащие (в том числе бывшие);
  • лица без определенного места жительства;
  • различные категории семей;
  • осужденные;
  • мигранты;
  • лица, зависимые от различных психоактивных веществ (наркотики, алкоголь).

По мере многолетнего развития социальной работы в России сложилось несколько ее направлений:

  1. Социально-ориентированная.
  2. Комплексная.
  3. Психолого-ориентированная.

В основе психосоциальной работы с населением лежит психолого-ориентированный подход. Соответственно, он основывается на различных психологических теориях и течениях: психоаналитической психологии, когнитивно-поведенческой, экзистенциальной, гуманистической и так далее.

Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

Как и во всех направлениях социальной работы в основе психосоциального подхода лежит теория. Однако, невозможна эффективная работа без ее постоянного совершенствования и использования на практике.

Психосоциальная работа как направление социальной поддержки населения

Психосоциальная работа как часть социальной работы предполагает оказание первичной психологической помощи, поддержки и содействия лицам в трудной жизненной ситуации в целях эффективной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В связи с этим выделяют следующие функции психосоциальной работы с населением:

  • социализирующая;
  • просветительская;
  • профилактическая;
  • информационная;
  • диагностическая;
  • консультационная;
  • посредническая;
  • терапевтическая.

Касательно объекта психосоциальной работы, им могут быть дети, подростки с девиантным поведением, пожилые люди, инвалиды, люди без определенного места жительства, семьи (неполные, многодетные), безработные, лица, ранее осужденные, призывники, служащие или уволенные из армии, эмигранты, мигранты, репатрианты, жертвы техногенных катастроф и т. д.

«Психосоциальная работа с различными группами населения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психосоциальная работа с гражданами может быть проведена в индивидуальном, групповом и массовом форматах. К первому относятся такие виды деятельности, как: консультирование, диагностика, посредническая деятельность при решении конфликтов, профилактика, ко второму - тренинг. Массовая работа рассчитана на работу с населением в целом, чаще всего - в формате пропаганды здоровой и качественной жизни, профилактики социальных отклонений и информирования о помощи, доступной различным уязвимым группам граждан.

Содержание психосоциальной работы, используемые инструменты, ее длительность зависят от категории граждан, с которыми проводятся мероприятия, и от поставленных целей и задач. Для решения типовых проблем и работы с определенными категориями населения разрабатываются психосоциальные программы и технологии помощи.

Теоретическая база и инструменты психосоциальной работы с населением

В основе психосоциальной работы лежат достижения психологических теорий, которые и диктуют основные подходы в работе, а методы данных теорий заимствуются и адаптируются к задачам работы с населением. К основным из них относят:

  1. Психодинамический подход.
  2. Когнитивно-поведенческий подход.
  3. Гуманистический подход.
  4. Экзистенциальный подход.
  5. Психосоциальный подход.
  6. Трансактный анализ.

Психодинамический подход основан на идеях и взглядах З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, Э. Эриксона, А. Адлера и других авторов. Отличительной чертой данного направления является взгляд на личность как на активный субъект взаимоотношений и изменения обстоятельств. С данной точки зрения каждый человек способен самостоятельно влиять на решение своих проблем. Этот взгляд легко прослеживается в методах социальной поддержки населения, где одной из основных задач является - обучить субъекта или социальную группу самостоятельно справляться со своими проблемами, искать ресурсы, помощь и поддержку.

Когнитивно-поведенческий подход. Когнитивно-бихевиористская теория связана с выявлением и преодолением поведенческих проблем, что может быть особенно важно и полезно при работе с личностями, склонными к девиантному поведению. Для социальных работников значительный интерес представляют уже существующие системы тренингов и общие принципы развития позитивных навыков.

Гуманистический подход, основанный на теории А. Маслоу, опирается на понятие самоактуализации, под которым понимается наиболее полное раскрытие индивидуальных способностей и реализация потенциала каждого отдельного человека. В процессе поиска себя и последующей самореализации решаются как личностные, так и социальные проблемы: переориентация на личностный рост, осознание реальности и принятие ответственности за свои поступки, решения и выборы.

Экзистенциальный подход (В. Франкл) делает упор на естественное стремление человека обрести смысл жизни и, соответственно, работает с последствиями страдания от экзистенциальных пустоты и ужаса. Это особенно важно при работе с лицами в кризисных ситуациях, так как смысл жизни и его обретение играет большую роль в преодолении жизненных ситуаций.

Психосоциальный подход рассматривает способы личности взаимодействовать с окружающим миром. Психосоциальный подход к клиенту позволяет оптимистически рассматривать возможности человека, высоко оценивать его потенциал, способность к росту и развитию при условии наличия соответствующих условий, ресурсов и помощи.

Трансактный анализ Э. Берна акцентирует внимание на позитивном влиянии межличностных отношений между людьми для психического здоровья личности. Такой подход к целебному влиянию социальных контактов может дать социальному работнику ключ к решению многих проблем его клиентов. Он должен уметь распознавать те психологические приемы и неосознаваемые паттерны поведения, которые склонны использовать клиенты, различать и понимать, как закрепленные в детстве сценарии жизни могут влиять на их жизнь и управлять их судьбой.

Если рассматривать технологии психосоциальной работы, то к основным из них можно отнести различные виды тренингов (например, коммуникативных навыков, уверенного или ассертивного поведения), деловые игры, а также другие игротерапевтические методы коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, а также те, в ходе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание различных социальных ролей и эмоциональных состояний.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot