Социальная терапия как феномен
Социальная терапия – это система мероприятий, целью которых является решение социальных проблем на различных уровнях организации.
Социальная терапия является неотъемлемой частью социальной работы в целом: ее психотерапевтические возможности активно используются в деятельности различных социальных субъектов. Методы социальной терапии активно используются в работе с различными категориями граждан, в частности, с семьями, с людьми, нуждающимися в социальной помощи, лечении, коррекции или реабилитации.
Прежде чем определиться с методом терапии социальный работник должен поставить конкретные цели ее проведения, которые, в свою очередь, зависят от социального диагноза клиента, с которым ведется работа. Например, к основным типам задач социальной терапии относят:
- коррекцию поведения и деятельности человека;
- профилактику различного вида нарушений;
- обеспечение нормального развития объекта социальной терапии;
- самоутверждение личности клиента.
Выбор метода социальной терапии зависит и от уровня социального объекта, по отношению к которому реализуются социально-терапевтические действия, то есть от уровня объекта социальной деятельности. Так, исследователи выделяют следующие ее структурные уровни:
- Макроуровень (объектом социальной терапии становится общество в целом).
- Мезоуровень (объектом социальной терапии становится определенный социальный класс, слой, группа).
- Микроуровень (социальная терапия на личностном уровне, то есть объект деятельности – конкретный индивид).
При этом, социально-терапевтическая часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне ее организации. Эффективная реализация на остальных уровнях возможна лишь благодаря ведению определенной социальной политики в целом.
Методы социальной терапии
В своей работе социальный работник использует междисциплинарный подход, используя на практике достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Помимо этого, для достижения терапевтического успеха необходимо обладать способностью к сопереживанию, доброжелательностью и умением расположить к себе человека, так как любой социально-терапевтический метод включает в себя два компонента: интеллектуальный и эмоциональный.
Таким образом, к основным методам социальной терапии относят:
- Административный метод.
- Экономический метод.
- Психолого-педагогический метод.
Административный метод используется преимущественно государственными, судебными и административными органами. Например, принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним, судебное решение о лишении родительских прав и т. д. Данный подход обладает рядом отличительных черт: строгая формальность и подчиненность действующим в государстве законам, соблюдение принципов социальной иерархии, господства и подчинения.
Экономический метод подразумевает учет экономических интересов и положения социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т. п.) и экономические санкции.
Психолого-педагогические методы ориентированы на решение проблем отдельного субъекта или социальной группы. Стоит отметить, что данная группа методов обладает отложенным эффектом, то есть результат от их использования на практике будет заметен не сразу. При этом их влияние на личность гораздо более глубинное, а значит более долгосрочное. Использование этих методов предполагает воздействие на систему взаимоотношений в малых группах, на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентации и идеалов. К таким методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и так далее.
Отметим, что на практике данные методы могут быть использованы комплексно, совместно для достижения наибольшего эффекта.
Помимо этого, в социальной работе активно используются различные психотерапевтические методы:
- методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии;
- методы суггестивной терапии;
- методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.
Методы личностно-ориентированной терапии включают в себя такие инструменты, как психотерапевтическая беседа, логотерапия, психотерапевтические тренинги, трудотерапия, терапия физической культуры, библиотерапия, сказкотерапия, эстетотерапия, смехотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия и многие другие.
Методы суггестивной терапии предполагают целенаправленное воздействие на уровни сознания и подсознания путем активного применения техник внушения и самовнушения. Это означает, что психолог, работающий с данными инструментами, должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воздействие совместно с профессиональным врачом-психотерапевтом. Примерами методов суггестивной терапии можно считать медитацию, плацеботерапию (имитацию лекарственного воздействия), внушение в состоянии гипнотического сна и др.
Методы поведенческой терапии представлены методом систематической десенсибилизации, методом оперантного обусловливания и многими другими. Основная их задача – повлиять на поведение человека, чаще всего за счет использования ассоциативных реакций.
На практике социальным работником могут быть использованы и различные другие методы групповой терапии. Например, метод групповой дискуссии, ролевая игра, проективный рисунок, психогимнастика и другие.
Все вышеперечисленные методы могут быть реализованы в двух формах:
- индивидуальной;
- групповой.
Индивидуальная терапия сконцентрирована на решении проблем отдельного человека. Она предполагает использование психотерапевтических процедур и операций, а ее содержание по большей части обусловлено выбранным методом терапии.
Групповая терапия направлена на оказание помощи людям в преодолении личностных дисфункций или социального неустройства посредством формирования групп. Группы могут строиться по различным принципам: по возрасту, полу, профессиональные, учебные, для совместной деятельности. Важно, чтобы все участники группы были заинтересованы в решении схожих проблем.
Отдельной формой групповой социальной терапии можно считать семейную терапию, в процессе которой семья рассматривается как целостная единица. Ее основная цель – оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов. В данном случае специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению.