Характеристика инструментария социальной работы
Основным компонентом содержания технологического процесса выступает применяемый инструментарий.
Инструментарий – совокупность методов и средств, благодаря которым социальный работник может оказывать влияние на личность или социальную общность.
Технологический процесс включает различные процедуры и операции, выступающие в роли его структурных элементов.
Технологии социальной работы в качестве инструментального познавательного средства можно рассматривать как: закономерность развития современного общества, устойчивую тенденцию развития социально-педагогической деятельности и социальной работы.
Технология социальной работы имеет свой определенный теоретический и методологический потенциал познания и изменения социальной практики.
Социальная служба как инструмент социальной работы
Социальная служба осуществляет работу по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.
Социальная помощь – комплекс мероприятий, реализуемых государственными и общественными организациями по предоставлению гарантированных достаточных минимальных условий жизни, поддержания жизнедеятельности человека.
Система социальной защиты включает функционирование бюджетных и внебюджетных фондов на местном, региональном и федеральном уровнях.
Социальная защита включает:
- государственные формы - доступное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение, льготы, меры социальной поддержки, систему социального обслуживания и обеспечение социальными услугами;
- негосударственные формы – социальное страхование, частные системы здравоохранения, благотворительность и т.д.
Социальная помощь – вид заботы государства и общества о гражданах, выражающееся в предоставлении различных видов помощи; в содействии лицам, имеющим проблемы со здоровьем, гражданам преклонного возраста, детям; лицам, нуждающимся в материальной поддержке и т.д.
Социальная помощь проявляется в виде: пособий, пенсий, материальной поддержки; обслуживании пожилых граждан, больных; заботе о детях.
Социальное страхование – гарантированная система материального обеспечения нетрудоспособных лиц.
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение, или финансово-экономический инструментарий – это совокупность методов и средств социального обеспечения, выражаемое в виде определенных денежных сумм, материальных, бытовых и культурных благ, предоставляемых отдельным категориям населения.
Виды социального обеспечения:
- Пенсии. Платеж, осуществляемый государством через пенсионный фонд. Субъект обеспечения – лицо, признанное нетрудоспособным. Пенсии могут дополняться другими видами социального обслуживания, осуществляемого за счет общественных фондов потребления. Социальное обслуживание включает следующие услуги: содержание в домах-интернатах и др. учреждениях, санаторно-курортное лечение, трудоустройство и трудовая реабилитация инвалидов, услуги по образованию и здравоохранению и др.
- Пособия – разновидности социального обеспечения, квалифицирующиеся по источникам выплат, целям, субъектам обеспечения, характеру оснований для предоставления. Выплаты осуществляются из специальных фондов. Виды пособий: трудовые, социальные, семейные (по случаю рождения ребенка, по уходу за детьми, на детей-инвалидов, на детей малообеспеченных семей, на детей военнослужащих срочной службы, одиноким матерям и др.).
- Льготы – мероприятия, направленные на предоставление материальной поддержке отдельным категориям лиц, выражающееся в том, что часть их денежных трат общество берет на себя. Разновидности льгот: коммунальные, транспортные, содержание детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях, оплата медицинских препаратов, протезно-ортопедических изделий и т.д.
- Натуральное обеспечение – передача в пользование или в личную собственность определенных материальных ценностей нуждающимся.
- Компенсации – разновидность социального обеспечения граждан в связи с ростом розничных цен. Компенсации возмещают денежные потери, которые наступают в результате единовременного повышения цен на различные товары и услуги.
Общение как инструмент социальной работы
Деятельность любого социального работника непосредственно связана с общением. Социальное общение выполняет ряд функций: адаптирующую, функцию социальной защиты, целедостигающую, интегративную, коррекционную и др.
В общении с людьми социальный работник обязан:
- использовать все источники и средства для социальной защиты нуждающихся;
- помогать нуждающимся в помощи осознать и устранить проблемы социального, нравственного, личного, экологического характера;
- определять и помогать в преодолении негативного эмоционального состояния, оказывающего влияние на психофизическую жизнедеятельность индивида;
- владеть различными формами общения, выполняя различные социальные роли – консультанта, адвоката, психолога, менеджера по информации и т.д.
Общение – источник формирование и основа социальной психики человека. Существуют различные социально-психологические механизмы общения: убеждение, внушение, подражание, заражение и др.
Деятельный подход применительно к технологии общения обозначает трактовку ее как организации формирования совокупности социальных взглядов, позиций, оценок отдельной личности, социальной группы или общества.
Выделяют следующие группы средств общения: лингвистические, или речевые; паралингвистические (свойства голоса, тональность, диапазон звучания и т.д.); экстралингвистические (паузы, плач, смех); невербальные, или оптико-кинетические (мимика, жесты, пантомимика); пространственно-временные (время, дистанция, ситуация общения, место).
Эффективность, качество, коммуникативная действенность словесного воздействия зависят от уровня развития психотехники речи социального работника (дикция, логика, интонация, управление голосом и др.).
Важное значение имеют психолого-педагогические факторы разных форм общения. В работе с гражданами социальный работник должен учитывать индивидуальные качества каждого клиента, его темперамент, особенности характера, социального положения, жизненного опыта.
Социальное общение представляет собой нравственно-эмоциональную основу социальной работы, направленную на овладение навыками работы с людьми, нахождения наилучших форм взаимопонимания.
Практическая сущность общения заключается в умении оказывать влияние на человека словом, создавать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу в коллективе, снимать эмоциональную напряженность, содействовать в совершенствовании личности клиента.