Социальная профилактика – это научно-обоснованное, своевременное воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния, предотвращения негативных процессов в его жизнедеятельности.
Первичная социальная профилактика насилия в семье
Социальная профилактика насилия в семье может быть первичной, вторичной, третичной. Самой массовой является первичная профилактика. Данный вид профилактики проводится с благополучными семьями, с детьми и молодежью. Целью первичной профилактики насилия в семье является формирование адаптивного, активного, функционального жизненного стиля, обеспечивающего реализацию прав, удовлетворение интересов и потребностей, формирование психологической установки на гармоничные отношения. В данном случае социальная профилактика носит информационный характер, так как направлена на формирование непринятия, на категоричный отказ от различных манипуляций над собой.
Содержание первичной профилактики заключается в:
- широком информировании населения о насилии в семье;
- изучении правовых норм, касающихся поведения в различных жизненных ситуациях, могущих привести к насилию;
- демонстрации образцов навыков общения, отдыха, знакомства, выбора жизненного пути, разделения обязанностей между членами семьи, трудоустройства и жизненных умений с помощью телевидения, радио, средств массовой информации;
- поддержке интеллектуальной, творческой, спортивной, общественной деятельности молодежи, организации семейного досуга и отдыха.
В первичной профилактике используются такие методы, как информирование, работа в обществе, семье, микросреде, убеждение, пример.
Вторичная социальная профилактика
Вторичная социальная профилактика насилия в семье, как правило, является групповой. Она направлена на детей, молодежь и семьи, находящиеся в группе риска. Главной целью вторичной профилактики является изменение дисфункционального, малоадаптивного, рискованного поведения, которое характерно для детей из неблагополучных семей, воспитанников интернатов и детей-сирот. Данный вид социальной профилактики предполагает выявление таких детей, оказание им помощи и поддержки. Направлениями вторичной социальной являются:
- информирование об организациях и учреждениях, помогающих людям, страдающим от насилия в семье, передача знаний о способах обращения к этим организациям в случае необходимости;
- формирований знаний о навыках и умениях, необходимых для самозащиты от насилия;
- коррекция отношения детей и молодежи к себе и к своей роли в микросреде, осознание ими ценности своей жизни. Коррекция отношения родителей, осознание ими нового отношения к ребенку, базирующегося на принципе: ребенок – субъект собственной жизни.
Методы вторичной профилактики: объяснение, информирование, анализ ситуаций, рассказ, разъяснение, убеждение. Эти методы наиболее эффективно реализуются в таких формах социальной профилактики, как коррекционные занятия, тренинги, детские и молодежные клубы, родительские лектории, семейные гостиные.
На данном этапе социальной профилактики особенно важной становится межведомственное взаимодействие специалистов 0 психологов, врачей, работников правоохранительных органов, юристов. Очень важной является система раннего выявления семейного неблагополучия и сотрудничество разноплановых специалистов в различных формах вторичной социальной профилактики насилия в семье.
Методы и формы третичной социальной профилактики насилия в семье
Третичная социальная профилактика насилия в семье направлена на семью, ее отдельных членов, пострадавших от домашнего насилия. Третичная профилактика предполагает индивидуальную работу с потерпевшими и обширный комплекс социальных услуг. В данной ситуации самым главным является возможность экстренного вмешательства специалистов и изоляция жертв домашнего насилия. Для этого необходимы реабилитационные и кризисные центры, социальные общежития для женщин с детьми, систематически подвергающихся домашнему насилию.
Главная цель третичной социальной профилактики заключается в социально-психологической реабилитации и социально-психологическом сопровождении жертв домашнего насилия. На этапе третичной профилактики домашнего насилия особенно важна совместная работа различных специалистов – психологов, врачей, работников правоохранительных органов, социальных работников, юристов.
Главными методами третичной профилактики являются: индивидуальная работа с конкретным случаем, анализ ситуации, обучение новым способам жизнедеятельности, переключение и коррекция, демонстрация перспектив, создание воспитывающих ситуаций, переубеждение, использование стимулирующих методов для реконструкции характера, информирование, включение в различные виды деятельности.
На данном этапе особое значение имеет работа сотрудников правоохранительных органов. Они проводят работу с насильником, информируют его об ответственности, определяют статус жертвы
Цель и принципы социальной профилактики домашнего насилия
Поэтапная социальная профилактика семейного насилия позволяет:
- определить цель, формы, содержание, методы социальной работы с семей, молодежью, детьми, направленной на предупреждение насилия в семье, оказание помощи в кризисной ситуации;
- сформировать систему индивидуальной работы как в целом с неблагополучной семьей, так и с отдельными членами семьи, оказавшимися жертвами домашнего насилия;
- помочь детям и молодежи сформировать уровень жизненных умений и навыков, позволяющий им нести ответственность за себя, научить пользоваться своими правами.
Главная роль в профилактике насилия в семье отводится выявлению жертв насилия и их лечению, а также обучению врачей, осуществляющих лечебные мероприятия. Считается, что медицинское вмешательство само по себе предупреждает и прекращает насилие, поэтому врачам для распознавания признаков домашнего насилия необходима специальная подготовка.
Главными принципами лечебно-профилактической помощи пострадавшим от домашнего насилия являются своевременность, доступность, тактичность. Люди, оказавшиеся жертвами домашнего насилия, должны знать, что в случившемся нет их вины. Поэтому в работе врача любой специальности на первый план выдвигается психологическая поддержка. В отдельных ситуациях развитие поведенческих и эмоциональных нарушений у пострадавшего требует проведения клинического психоанализа.
Конечная цель социальных технологий при работе с жертвами домашнего насилия заключается в возвращении этих людей к нормальной жизни. Эта цель достигается поэтапно, путем решения ряда задач на каждом этапе реализации социальной технологии.