Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на решение социальных проблем.
Понятие социального предпринимательства
Для российской практики «социальное предпринимательство» - относительно новое понятие, которое допускает широкую трактовку. Социальное предпринимательство занимает промежуточное место между традиционным предпринимательством и благотворительностью. От традиционного предпринимательства социальное отличается целями – разрешение социальных проблем, направленность на социальные изменения. От благотворительности социальное предпринимательство отличается коммерческим характером деятельности. Достижение целей социального предпринимательства осуществляется не посредством разовых финансовых вливаний, а путем организации предпринимательской деятельности.
Социальный предприниматель – это субъект, использующий принципы предпринимательской деятельности для организации предприятия с целью решения какой-либо социальной проблемы либо осуществления социального изменения.
И предприниматель, и социальный предприниматель в своей деятельности руководствуются возможностями и получают психологическое удовлетворение в процессе воплощения в жизнь своих идей. Независимо от того, работают они в коммерческом секторе или некоммерческом, большая часть предпринимателей не получает достойной компенсации за время, капитал, риски и усилия, которые они вложили в дело. Ключевое различие между традиционным и социальным предпринимательством состоит в определении ценностей. Так, для предпринимателя главная ценность заключается в извлечении финансовой прибыли. В традиционном предпринимательстве изначально предполагается получение какого-то личного дохода предпринимателем и его инвесторами. Прибыль является необходимым условием, основой для устойчивости предприятия. Конечной целью традиционного предпринимательства является крупномасштабный выход на рынок. Социальный предприниматель не стремится к получению финансовой прибыли для себя или для своих инвесторов. Инвесторами в данном случае выступают, чаще всего, благотворительные и государственные организации. Вместо получения прибыли социальный предприниматель стремится к ценностям в виде крупномасштабных положительных изменений, затрагивающих значительный сегмент общества либо общество в целом. В понимании социального предпринимателя назначение ценности заключается в служении социально уязвимому, бедствующему населению, которое не имеет возможности добиваться положительных изменений самостоятельно.
Но это не означает, что социальные предприниматели избегают получения прибыли за счет создаваемых ценностей. Предприятия, создаваемые ими, могут приносить прибыль, могут быть организованы и как коммерческие предприятия, и как некоммерческие организации.
Можно выделить три главных компонента социального предпринимательства:
- выявление стабильного, но несправедливого равновесия, приводящего к страданиям или маргинализации группы людей, не имеющих достаточных ресурсов, чтобы самостоятельно добиваться положительных изменений;
- выявление в рамках этого несправедливого равновесия возможности его изменения, а также выработка определения социальной ценности, изменение существующего положения дел с помощью личных качеств – решительности, смелости, настойчивости, творческого подхода;
- создание нового равновесия, позволяющего раскрыть потенциал, облегчить страдания целевой группы, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом через создание аналогов лучшее будущее.
Основными признаками социального предпринимательства являются: социальное воздействие, самоокупаемость, инновационность, финансовая устойчивость, тиражируемость и масштабируемость.
Формы социального предпринимательства
Бизнес начинает осознавать свою ответственность перед обществом, становится социально ответственным. Современный социально-экономический феномен социального предпринимательства может принимать разные формы, использовать различные методы реализации предпринимательской деятельности. Но эти формы и методы тесно переплетены с традиционным предпринимательством.
Социальное предпринимательство, как и традиционное, по назначению или виду подразделяется на коммерческое, финансовое, производственное, консультативное и т. д. Эти виды могут комбинироваться
По формам собственности предприятия делятся на частные, муниципальные, государственные и находящиеся в собственности общественных организаций.
Предпринимательская деятельность по количеству собственников может быть коллективной и индивидуальной.
Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая нескольким субъектам предпринимательства с обозначение долей каждого (долевая собственность) либо без обозначения долей (совместная собственность).
При индивидуальной форме предпринимательства собственником является одно физическое лицо.
Выделяют организационно-экономические и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. к организационно-правовым формам относятся общества, товарищества, кооперативы. Товарищество – это объединение лиц, созданное с целью осуществления предпринимательской деятельности. Каждый из участников товарищества несет равную материальную ответственность независимо от вклада.
Общества создаются для осуществления хозяйственной деятельности.
Кооператив – это предприятие, созданное группой лиц для совместной хозяйственной деятельности. В кооперативе обязательным является личное трудовое участие членов в деятельности кооперативы.
К организационно-экономическим формам относятся: ассоциации, концерны, синдикаты, консорциумы, картели, финансово-промышленные группы.