Сущность кредитных рейтингов
Любой эмитент облигаций рассчитывает на присвоение своим выпускам кредитных рейтингов рейтинговыми агентствами. При наличии кредитного рейтинга значительно упрощается доступ на рынок капитала, тем самым уменьшая стоимость заимствования, а также расширяется круг потенциальных инвесторов, что дает возможность привлекать больше финансовых ресурсов под меньший процент.
На сайте Московской биржи размещается информация о индексах корпоративных и муниципальных облигаций, выстроенных по рейтингу. Важнейшим требованием попадания выпуска в данный список является присвоение облигациям кредитного рейтинга не ниже отраженного в названии индекса рейтинговым агентством. Данные индексы подразделяются также по сроку дюрации.
Кредитный рейтинг представляет собой показатель платежеспособности, который присваивается и эмитенту, и его отдельным выпускам.
Присвоение кредитных рейтингов осуществляют рейтинговые агентства, это помогает инвесторам принимать верные решения относительно инвестирования, позволяя тем самым лучше оценивать доходность облигаций и возможные риски. Чем выше рейтинг облигаций, соответственно, тем ниже риски. Уровень риса прямо связан с доходностью, а значит, если облигация имеет высокий рейтинг, то ее доходность наоборот ниже.
К основным мировым рейтинговым агентствам относятся: Standard & Poor's (S&P Global Ratings), Fitch Ratings, Moody’s Investor Service. Они находятся в США, из-за чего некоторые инвесторы сомневаются в объективности присвоения ими рейтингов. Данные агентства присваивают и долгосрочные, и краткосрочные рейтинги на сновании своих рейтинговых шкал.
Все рейтинги подразделяются на две категории:
- Инвестиционные;
- Спекулятивные.
Вложение в бумаги, имеющие инвестиционный рейтинг, как правило осуществляют крупные институциональные инвесторы, которые проявляются максимальную осторожность при своих вложениях. В бумаги со спекулятивным рейтингом чаще всего вкладываются небольшие хедж-фонды, которые рассчитывают получить высокую доходность. Доходность облигаций инвестиционной группы, как и возможные риски, ниже в отличие от спекулятивных.
Необходимо отметить, что в России существуют свои рейтинговые агентства, такие как «национальное Рейтинговое Агентство», «Рус-Рейтинг», «РИА Рейтинг».
Присвоение рейтинга облигациям
Выпуск облигаций должен обладать рейтингом надежности, а для этого в первую очередь рейтинг должен быть присвоен эмитенту. Для этого эмитент заключает соглашение с рейтинговым агентством, после чего проходит первичную проверку. На основании анализа эмитента, рейтинговый комитет голосует и присваивает ему рейтинг. Присвоенный рейтинг публикуется агентством, а в дальнейшем агентство ведет наблюдение за эмитентом, на основе которого может пересматривать рейтинг.
На рисунке 1 представлена очередность этапов процедуры присвоения кредитного рейтинга.
Рисунок 1. Присвоение рейтинга эмитенту. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
При исследовании особенностей эмитента, аналитики тщательно рассматривают отраслевой и страновой риски, его конкурентную позицию, долговую нагрузку и т.д. Если перечисленные параметры агентство удовлетворяют, что затем детально рассматривается структура капитала, финансовая политика, принятие в компании нормы корпоративного управления и менеджмент в целом, оценивается диверсификация бизнеса, проводится сравнительный анализ фирмы с аналогичными в отрасли. Помимо этого, оценке подвергается влияние государственных органов на бизнес. По результатам анализа принимается решение о присвоении соответствующего рейтинга, что сообщается эмитенту.
После получения эмитентом рейтинга, можно заниматься вопросом присвоения рейтинга и облигациям. Для этого рассматриваются условия выпуска, структура выпуска, его приоритетность, наличие поддержки извне, механизмов увеличения кредитного качества, а также другие показатели, способные снизить кредитный риск эмитента.
В дальнейшем рейтинговое агентство и эмитент взаимодействуют между собой, проводится постоянный мониторинг эмитента и его выпусков, анализируется информация об изменениях выпусков и т.д.
Таким образом, кредитный рейтинг позволяет эмитенту осуществлять выпуск облигаций с меньшими затратами на их обслуживание, что способствует развитию компании.
Оценка надежности эмитентов
Надежность эмитента и его кредитное качество может оцениваться по-разному. Рассмотрим основные модели, применяемые специалистами.
Модели, основой которых являются рыночные данные, делятся на структурные, применяющие специальные формулы, и модели сокращенных форм, в которых используются данные о текущей стоимости облигаций эмитента и спредах доходности. Основой структурных моделей как правило являются работы Шоулза, Блэка, Мертона, которые также разработали методы определения справедливой стоимости опционов.
Модели, основанные на анализе фундаментальных показателей:
- На основе макроэкономических показателей, идея которых заключается корреляции вероятности дефолтов и циклов экономической рецессии;
- На основе данных финансовой отчетности. При оценке платежеспособности применяются модели, которые учитывают финансовые показатели финансовой и бухгалтерской отчетности.
Модели, базой которых является кредитный рейтинг. Чтобы оценить вероятность дефолта, выстраивается модель, позволяющая присвоить каждому из эмитентов определенный рейтинг. Это наиболее распространенный подход в оценке надежности эмитента. Могут использоваться внутренние рейтинги, вычисляемые самим инвестором, и внешние, которые присваиваются независимыми рейтинговыми агентствами.
Модели, в которых используются продвинутые подходы, например, нейронные сети, способы нечеткой логики, а также другие новейшие алгоритмы.