Государственная регистрация облигаций
Государственную регистрацию выпуска облигаций осуществляет регистрирующий орган. В общем случае таковым является Федеральная служба по финансовым рынкам, а в случае с кредитной организацией – другой регистрирующий орган, который определяется федеральным законом.
Как регистрирующий орган, Банк России осуществляет ведение реестра эмиссионных ценных бумаг, которые выпускаются кредитными организациями, и содержит следующие данные:
- О зарегистрированных выпусках эмиссионных облигаций;
- Об аннулированных кодах выпусков эмиссионных облигаций.
Выпуск кредитными организациями ценных бумаг на сумму выше 1 млрд. руб. регистрирует Департамент лицензирования деятельности Банка России, а менее данной суммы – территориальные учреждения БР.
Государственная регистрация выпуска облигаций обязательно сопровождается регистрацией их проспекта при размещении ценных бумаг путем открытой подписки и закрытой подписки среди более 500 лиц.
В других случаях проспект ценных бумаг может регистрироваться по усмотрению банка-эмитента.
Банком-эмитентом облигаций выплачивается государственная пошлина за совершение ЦБ РФ операций по государственной регистрации выпуска облигаций. Размер государственной пошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ.
Процедура эмиссии облигаций
Любая компания нацелена на развитие и выход на лидирующие позиции в рамках своей отрасли. Чтобы нарастить оборот компании, необходимы вложения. Самым распространенным и сравнительно простым способом привлечения средств является эмиссия облигаций.
Облигации – это внешние источники финансирования, не требующие перераспределения акционерного капитала, в отличие от акций.
Основными преимуществами облигаций являются:
- Процентная ставка устанавливается самим эмитентом. Она чаще всего ниже банковской ставки по кредитам, но выше ставок по депозитам, что привлекает инвесторов;
- Возможность управления сроками. Организации-эмитенты сами устанавливают сроки обращения облигаций на рынке;
- Возможность выбора кредитора;
- Выпуск облигаций дает больший доход в сравнении с банковским кредитом.
- Недостатками облигаций являются высокие затраты на выпуск, нежели в случае с займом, а также неэффективность «небольших» эмиссий.
Чем выше сумма займа, тем ниже расходы на выпуск облигаций и их обслуживание.
Основными затратами на выпуск облигаций являются:
- Оплата госпошлины и иных обязательных платежей;
- Публикация решения в периодических печатных изданиях;
- Оплата услуг юристов;
- Оплата услуг андеррайтера;
- Иные расходы.
В зависимости от доходности предприятия и его размеров, эмитенты делятся на три категории:
- «Голубые фишки», куда входят облигации крупнейших корпораций нефтегазового сектора. Они имеют высокую ликвидность, без труда приобретаются и продаются, процентная ставка невысокая, около 7%;
- Предприятия энергетического сектора, а также фирмы с долей государства в капитале. Такие облигации продаются и покупаются труднее, по сравнению с первой категорией, а доходность по ним равна 8-9%;
- К третьей категории относятся предприятия с низколиквидными облигациями. Такие облигации в открытом обращении почти не фигурируют, выкупаются до погашения или же в срок погашения. Доходность по ним составляет более 11%.
Эмиссия облигаций осуществляется в несколько этапов:
- На предварительном этапе разрабатывается концепция эмиссии, которая содержит цели эмиссии, общую программу инвестирования, план развития, определение инвесторов и т.д. На основании данной информации принимается обоснованное решение об эмиссии облигаций;
- На первом этапе принимается решение о выпуске долговых ценных бумаг, что является началом процедуры эмиссии. На этом же этапе решение публикуется в печатном издании;
- На втором этапе решение об эмиссии утверждается. Федеральной службой финансового регулирования заверяется данное решение и выставляется отметка, содержащая номер выпуска;
- На третьем этапе осуществляется государственная регистрация;
- На четвертом этапе облигации размещаются. Облигации выпускаются в течение года с момента утверждения соответствующего решения;
- На пятом этапе регистрируется отчет об итогах выпусках облигаций. Эмитент после завершения выпуска обязан предоставить в контролирующие органы отчет по результатах;
- На заключительном этапе поддерживается обращение облигаций в рамках вторичного рынка. Важной задачей эмитента является именно поддержание интереса к облигациям после их выпуска.
Преимуществами эмиссии является возможность проведения компанией более гибкой политики управления ликвидностью, что становится возможным за счет регулирования суммы долга.
Риски инвестора, связанные с облигациями
При вложении средств в облигации, инвесторы подвержены некоторым рискам, таким как:
- Риск селекции, заключающийся в неправильной оценке инвестиционного качества ценных бумаг и неправильном подборе объекта инвестирования;
- Временной риск, который состоит в несвоевременности приобретения или продажи ценных бумаг;
- Риск ликвидности, который связан с потерями при продаже ценных бумаг из-за утраты ею высоких инвестиционных качеств;
- Кредитный риск, состоящий в невозможности выплаты эмитентом процентов по ценным бумагам и т.п.;
- Инфляционный риск, под которым подразумевается обесценение вложения в облигации и доходов по ним;
- Риск изменения процентной ставки;
- Отраслевой риск, который проявляется в серьезных изменениях инвестиционного качества и курсовой стоимости ценной бумаги, что приводит к массовому банкротству компаний;
- Операционный риск, присущ инвесторам, которые осуществляют спекулятивные операции с облигациями. К примеру, продавец реализует ценную бумагу, которую в наличии не имеет, и собирается приобрести ее в момент поставки по заданной стоимости.